Уроки сердца в Москве

Уроки сердца 4 октября

4 октября в Москве (Современник) состоялось мероприятие «Уроки сердца».

Искать похожие события.

В основе спектакля "Уроки сердца" лежат пять пьес молодого уральского драматурга Ирины Васьковской: "Русская смерть", "Уроки сердца", "Девушки в любви", "Макаки, пицца и деструкция", "Who's afraid of contemporary art".

Объединить эти произведения в одну постановку режиссёру Марине Брусникиной помогла связывающая их сквозная тема – универсальное, парадоксальное, доверчивое чувство женской любви.

Драматургия Ирины Васьковской – один из ярких примеров явления, неожиданно набравшего обороты в последние 5-10 лет: внятного, оформившегося "женского" голоса в искусстве (в первую очередь, театральном и кинематографическом), отличающегося отнюдь не сентиментальностью или яростно-"феминистическим" взглядом на мир, не темами или жанрами, но совершенно самостоятельным, неожиданным углом зрения, ракурсом, избираемым для анализа окружающей действительности. В случае Васьковской – и это стало главным аргументом при выборе её пьес для постановки в "Современнике" – трезвый, во многом даже жёсткий, взгляд на мир сочетается с почти осязаемой любовью к человеку, интересом и симпатией к его душевному миру. Психологизм, гротеск и даже своеобразный "реализм" в её пьесах уживаются друг с другом на равных, а бытовой, чувственный и фантазийный пласты сосуществуют, давая в итоге самобытный театральный "сплав".

"Уроки сердца" - вторая постановка Марины Брусникиной в "Современнике". В прошлом сезоне вместе с художником Николаем Симоновым, который работает с ней и над "Уроками сердца", Брусникина выпустила спектакль "Скажите, люди, куда идёт этот поезд…" - также по пьесе молодого уральского драматурга ("Фронтовичка" Анны Батуриной). Однако, в отличие от предыдущей, по сути эпической, постановки, "Уроки сердца" - история принципиально камерная (и потому спектакль выходит на Другой сцене "Современника"), а кроме того – безоговорочно современная.

В "Уроках сердца" занят целый ряд молодых артисток театра, очень разных по своему актёрскому темпераменту, а потому способных создать лишённое монотонности художественное многоголосие, многокрасочное "лоскутное одеяло" сочинённой режиссёром истории, где взаимные отражения и тонкие сюжетные параллели создают связный и целостный сюжет. "Уроки сердца" обещают новые, во многом неожиданные, работы Светланы Ивановой, Дарьи Белоусовой, Елены Плаксиной, Полины Рашкиной, Марины Феоктистовой, а также и "младшего" поколения – Полины Пахомовой, Виктории Романенко, Натальи Ушаковой. Единственную "возрастную" роль – Мать Ларисы – по очереди играют Инна Тимофеева и Марина Хазова, привнося не только разные краски, но и меняя эмоциональную "температуру" спектакля. Кроме того, в спектакле есть мужской персонаж, которого играет Илья Лыков. Этот герой подтверждает своим появлением одну из неожиданных мыслей постановки, концентрирующей внимание именно на женской природе: чувство любви и потребности в ней – высокое, жалкое, естественное, странное – в какой-то момент становится настолько самодостаточным, что как будто перестаёт нуждаться не только в достойном "объекте", но в объекте как таковом.

Переполняющее сердце желание не столько отклика, сколько возможности выплеснуть вовне хотя бы часть накопившейся нежности, нерастраченного и невостребованного душевного потенциала, оказывается, может не нуждаться в "векторе". Придуманное, мечтаемое, несбывшееся и несбыточное "нормальное счастье" провоцирует не замечать ни собственной жертвенности (в том числе смешной), ни собственной жестокости к тому, кто рядом прямо сейчас, - в том числе страшной. Название "Уроки сердца" не случайно: мало хотеть любви, необходимо учиться изо дня в день не бояться её так же, как приходится не бояться одиночества, непонимания, неприкаянности…

Постановка, однако, обещает стать отнюдь не пессимистичным приговором сегодняшнему человеку. Напротив: попытка понять друг друга, услышать и разделить с собеседником не одиночество, но нерастраченное тепло, которого так много в каждом, - вот главный "урок сердца", который, х

Другие концерты в Современнике