Весна Священная в Москве

Весна Священная 9 ноября

9 ноября в Москве (Консерватория им. Чайковского) состоялось мероприятие «Весна Священная».

Искать похожие события.

Московский государственный академический симфонический оркестр
под управлением Павла Когана
Художественный руководитель и главный дирижер - Павел Коган

Дирижер - Денис Кирпанев

В программе:
П.И. Чайковский. Сюита из балета "Лебединое озеро",
П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта",
С. Рахманинов. Каприччио на цыганские темы,
С. Рахманинов. Симфоническая поэма "Утес".

Прославленный коллектив с 75-летней историей, Московский государственный академи-ческий симфонический оркестр под управлением Павла Когана, приглашает 9 ноября в Большой зал Московской консерватории. В программе оркестровые шедевры великих русских композиторов — Чайковского и Рахманинова. Дирижер — заслуженный артист России Денис Кирпанев.

"Лебединое озеро", первый балет Чайковского, — одно из самых популярных его произ-ведений, имеющее при этом сложную сценическую судьбу. Его первая постановка в Большом театре, состоявшаяся в 1877 году, была признана неудачной. И только после кончины композитора гениальные петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов создали свою хореографическую версию балета, которая и поныне лежит в осно-ве большинства его постановок. Стало традицией использовать в постановках "Лебеди-ного озера" купюры и перестановки музыкальных номеров. Но самое удивительное — это его финал, который, несмотря на звучание одной и той же музыки, может быть как трагическим (смерть главных героев), так и героическим, жизнеутверждающим (гибель злого волшебника). Партитура "Лебединого озера" — блестящий образец русской симфо-нической музыки: здесь в полной мере раскрылся мелодический дар Чайковского, а по драматизму развития некоторые страницы балета восходят к жанру симфонии. В сюиту из "Лебединого озера" вошли наиболее известные его фрагменты, такие как блестящий Вальс из Первого акта, Танец маленьких лебедей, Венгерский танец и другие.

История любви юного Ромео и прекрасной Джульетты в течение нескольких веков будо-ражит сердца и воображение композиторов. На сюжет трагедии Шекспира написаны, оперы, балеты, симфонические произведения. Взять ее за основу оркестровой увертюры подсказал Чайковскому его старший коллега, композитор Милий Алексеевич Балакирев. Он также дал некоторые рекомендации по общему плану сочинения и даже характеру не-которых его тем, а после первого исполнения посоветовал кое-что подработать, — и Чай-ковский выполнил эти пожелания. Композитор был весьма удовлетворен результатом и несколько раз дирижировал своей увертюрой-фантазией — как в России, так и за грани-цей. В "Ромео и Джульетте" воплотились самые яркие стороны его гения: изумительный мелодизм, противопоставление контрастных тем, их напряженное развитие и "перерож-дение" в коде увертюры.
"Я пишу теперь каприччио для оркестра, не на испанские мотивы, как у Римского-Корсакова, не на итальянские, как у Чайковского, а на цыганские темы" — пишет Рахма-нинов в письме к Михаилу Слонову от 2 августа 1892 года. Обращение к цыганскому фольклору не было случайным для композитора. Каприччио на цыганские темы было за-думано вскоре после окончания им "Алеко" и развивало сферу национально-жанровых образов его юношеской оперы. С цыганским пением Рахманинов познакомился благода-ря известной исполнительнице Надежде Александровой, с которой он встречался у своих друзей Ладыженских. Возможно, именно она исполняла народные мелодии, которые лег-ли в основу Каприччио: трагическую пляску "Малярка" и плясовой напев "Цыганская венгерка".

"Утёс" - Основой для музыкального произведения послужило произведение стихотворное. Внимание С. Рахманинова привлекло известное одноименное стихотворение М.Лермонтова. Надо сказать, что к этому времени уже были другие музыкальные произведения на это лермонтовское стихотворение. Были созданы и широко исполняемы несколько романсов, сочиненных на стихотворение "Утес" разными композиторами, среди которых А. Г. Рубинштейн, А. С. Даргомыжский , Н. А. Римский-Корсаков и др. Но начищающего музыканта это не остановило. Рахманинов создавал другое произведение, не вокальный романс — а симфоническое произведение. Тоска и одиночество, пронизывающие лермонтовский стих, соответствовали состоянию и настроению молодого композитора Сергея Васильевича Рахманинова, когда он приступал к своей музыкальной работе.

Весной 1892 года Рахманинов окончил курс композиции в Московской консерватории с большой золотой медалью. Выпускной работой стала опера "Алеко" по поэме "Цыганы" Пушкина, получившая высокую оценку. Молодой композитор был счастлив и готов был продолжить музыкальную работу. Однако эти профессиональные радости не затмили личные невзгоды: композтор переживал любовную драму, его чувство к генеральской дочери Вере Скалон было отвергнуто родителями возлюбленной, не допускавшими даже мысли брака их дочери с полунищим музыкантом без определенного будущего.

Московский государственный академический симфонический оркестр — один из старейших симфонических коллективов России. В разные годы им руководили прославлен-ные советские дирижеры — Лев Штейнберг, Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. Наибольшую известность оркестру принесли исполнения русской и советской классики, в том числе премьеры сочинений С. Прокофьева, Н. Мяс-ковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра. С 1989 года коллектив возглавляет народный артист России Павел Коган. Под руководством маэстро репертуар МГАСО был значительно расширен: в него вошли произведения европейской и американской симфонической ли-тературы. Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы симфонических сочинений И. Брамса, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Г. Малера, А. Скрябина и других композиторов. Среди наиболее ярких изданий коллектива — концертная запись Фортепианного и Скрипичного концертов П. Чайковского и Симфонии № 10 Д. Шостаковича (солисты – Алексей Султанов, Максим Венгеров), а также три симфонии и "Симфонические танцы" Рахманинова, выпушенные на лейбле Alto.

Денис Кирпанев — талантливый дирижер среднего поколения, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных. Более 10 лет работал в театре "Геликон-опера", также являлся главным дирижёром Калининградского областного музыкального театра (2001–2007), художественным руководителем Симфонического оркестра Сургутской филармонии (2010–2014). С 2014 года – дирижёр Симфонического оркестра радио "Орфей", за пультом которого участвует в постановках спектаклей театра "Кремлёвский балет". В качестве приглашенного дирижера сотрудничает с различными музыкальными театрами и оркестровыми коллективами.

Другие концерты в Консерватории им. Чайковского