Это прошедший концерт.
К 140-летию Н. Я. Мясковского и 130-летию С. С. Прокофьева
Всю жизнь самым близким другом Николая Мясковского был Сергей Прокофьев. Трудно представить представить себе людей, более близких духовно. Изданная четверть века тому назад переписка Мясковского и Прокофьева — одна из самых ярких страниц русского эпистолярного жанра, наполненного юмором и утончённым интеллектом. «Читая и вновь перечитывая эти письма, невозможно не восхищаться их глубокой содержательностью и человечностью, блеском литературного стиля, которым в равной мере владели и Мясковский, и Прокофьев» - (Д.Кабалевский). Переписка становится мощным стимулом для их творчества - их послания действуют друг на друга «взаимно ободряюще».
Прокофьев был человеком обладающим непоколебимой устремленностью, которого не сломили жизненные трудности. Он был обласкан властью, имел высшие государственные награды, а затем, еще при жизни, предан забвению и опале. Автор знаменитых балетов «Золушка» и «Ромео и Джульетта», опер «Игрок» и «Любовь к трем апельсинам», музыки к фильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский». Он создал множество инструментальных пьес, концертов, ораторий. Прокофьев - «солнечный» композитор, удивительные произведения которого восхищают слушателей по всему миру.
Николай Мясковский был настоящий русский интеллигент, участник первой мировой войны, он жил особняком, полностью сосредоточенный на преподавании и творчестве. В отличие от Прокофьева, его не привлекало сочинение балетов и опер, он не создавал музыку к кинофильмам. Зато он создал двадцать семь симфоний - случай уникальный со времён Гайдна. Особое место занимает Шестая. «...Симфония имела потрясающий успех. В течение почти четверти часа публика понапрасну вызывала скрывшегося автора, но все-таки добилась своего, и автор появился. Его вызывали раз семь и поднесли ему большой лавровый венок. Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая симфония, которая достойна этого названия...» (В.М. Беляев). Мясковский — композитор, которому удалось увидеть, услышать в России всю первую половину ХХ века. Он словно был призван сохранить партитуру событий, идей — то, чем этот период отозвался в истории. «Творите неустанно!» — говорил Мясковский своим ученикам.
Композиторы наблюдали мир с разных точек. Они и говорили в искусстве по-разному. Но это не мешало им способствовать исполнению, изданию, продвигать произведения друг друга. Они являли собой истинный пример преданности слову, искусству, отечеству.
Программа:
Мясковский – Соната №1 ре мажор для виолончели и фортепиано
Прокофьев
– Соната № 2 для скрипки и фортепиано
– Вальс из оперы «Война и мир» в переложении для флейты и фортепиано
– Вальс из балета «Ромео и Джульетта» в переложении для флейты и фортепиано
– Струнный квартет № 2 фа мажор «Кабардинский» соч. 92
Исполнители:
Заслуженный артист России Граф Муржа (скрипка)
Народный артист России Михаил Уткин (виолончель)
Наталия Гусь (фортепиано)
Дмитрий Каргин (флейта)
Струнный «Доминант-квартет» в составе:
Заслуженная артистка России Елена Ревич (первая скрипка)
Екатерина Погодина (вторая скрипка)
Анна Сазонкина (альт)
Татьяна Егорова (виолончель)
Концерт «Юбилеи года. Мясковский, Прокофьев» прошёл в Москонцерт на Пушечной 22 апреля 2021 года.