Барокко навсегда!

Концерт «Барокко навсегда!»

Это прошедший концерт.

М. Шарпантье: Sonate a huit (Соната для восьмерых).

Пикантное произведение, немедленно завоевавшее популярность, как только наследие крупнейшего французского композитора XVII века Марка–Антуана Шарпантье было извлечено энтузиастами барочной музыки на свет Божий в XX веке после сотен лет забвения. В «Сонате», сделанной в форме концертного произведения для четырёх солистов и сопровождающих инструментов, новаторски сочетается итальянская традиция и французская танцевальная сюита. Во множестве коротких эпизодов есть место и для соло участников, и для их взаимодействия между собой. Несмотря на общий низкий тембр сочинения, в нём присутствует удивительная деликатность и тонкость. Это самобытный шедевр инструментальной музыки французского барокко, стоящий особняком по отношению как к оркестровой, так и к интимной камерной музыке.

Ф. Куперен: 4 песнопения из Мотета, сочинённого по приказу короля.

Датируются 1703 годом и предназначаются для солирующего сопрано с инструментальным сопровождением. Первый куплет исполняется А капе́лла; он окутан небесной атмосферой, «отстранённой духовностью». Второй куплет сопрано поёт в сопровождении двух скрипок; протяжные, нежные и изящные вокализы в итальянском стиле контрастируют с небесной чистотой первой части. Третье песнопение звучит под аккомпанемент двух флейт и скрипки в качестве баса; Куперен играет с серьёзностью текста («Я несчастен и презираем»), используя нежную, светлую музыку, почти наивную, акцентируя абсолютную веру в Бога. Четвёртое песнопение объединяет два голоса, а континуо поручается двум скрипкам; это своего рода оживленный танец, очень лёгкий и подвижный, прославляющий бессмертие.

Ф. Куперен: Королевский концерт № 2.

Одна из четырёх сюит, написанных Франсуа Купереном к воскресным концертам камерной музыки, проводившимся мадам де Ментенон в Версале в 1714—1715 годах, чтобы подсластить меланхолию Людовика XIV. Король–солнце обожал танцы, но музыка Куперена была на пике моды, и он мог позволить себе сочинить «Концерты», предназначенные для внимательного слушания. Они опубликованы без указания инструментов, задействованных в исполнении, их выбор композитор оставил на усмотрение музыкантов: «Можно играть не только на клавесине, но и на скрипке, флейте, гобое, альте и фаготе». Сюиты состоят из пяти-семи пьес, включающих прелюдию и серию танцев, а во втором концерте цикл дополнен лирическими инструментальными ариями.

М. Маре: Гробница Куперена.

Музыкальная дань уважения, элегия на смерть французского композитора, органиста и клавесиниста, одного из наиболее значительных представителей прославленной династии. Автор пьесы, Марен Маре, был мастером игры на Виоле да гамба и ведущим французским композитором музыки для этого инструмента, работал при дворе Людовика XIV, пользовался большой славой в своё время. Он реализовывал свой уникальный талант в самом центре культурной жизни Франции в разгар «музыкальной войны» между итальянским и французским стилями. И если в своих операх Маре придерживался антиитальянских взглядов, то в инструментальных сочинениях он был свободным и смелым, а в музыке для виолы его гений действовал с непревзойденной оригинальностью, и мы это прекрасно слышим в «Гробнице Куперена».

Г. Ф. Телеман: Парижский квартет № 6.

Первый сборник из шести так называемых «Парижских квартетов», написанных Телеманом в рамках подготовки к визиту в Париж по приглашению четверых выдающихся французских музыкантов: флейтиста Мишеля Блаве, скрипача Жана-Пьера Гиньона, гамбиста Жана-Батиста Форкерей и виолончелиста / клавесиниста по имени Принц Эдуард. Именно для них и предназначались новые сочинения Телемана, ставшие одними из самых очаровательных камерных произведений эпохи позднего барокко и получившие оглушительный успех во Франции. Шестой квартет представляет собой французскую сюиту, разработанную элегантно и тонко, полную мелодического очарования и выразительных нюансов.

И. С. Бах: Концерт для клавесина и струнных ля мажор, BWV 1055.

Жизнерадостный концерт, в композиционном отношении один из самых цельных и продуманных в каталоге Баха, который, по сути, изобрёл саму идею сольного клавирного концерта, поскольку прежде клавесин традиционно использовался в аккомпанементе. Эти сочинения мастера не только «пришлись ко времени» в его эпоху, когда клавир понемногу входил в музыкальную жизнь большого немецкого города с традициями публичного концертирования и сравнительно широким кругом любителей музыкального искусства, но образовали в истории музыки новую, очень значительную жанровую линию, протянувшуюся до наших дней.

Исполнители:

Лилия Гайсина (сопрано).

Известная барочная певица, солистка труппы Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 2014 окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского. Выступала на значимых фестивалях старинной музыки в Германии, Австрии, Италии, Турции, Латвии, Дании и Сербии. Среди артистов и коллективов, ставших компаньонами Лилия в барочном репертуаре, Московский камерный оркестро Musica Viva, оркестр Pratum Integrum, ансамбль барочной музыки Ensemble 1700, Государственный академический камерный оркестр России, и другие знаменитые исполнители.

Александра Коренева (клавесин).

Клавесинистка, одна из самых ярких фигур в Московской консерватории, автор популярного блога Baroque4you, участница ансамбля La Voce Strumentale. Перед ней открыты все пути: она выступает на крупнейших фестивалях, в числе её друзей — изумительные музыканты, известные всему миру, её записи выходят на таких лейблах, как Naive, Deutsche Harmonia Mundi, Berlin Classics. Критики часто говорят, что у неё под руками любая пьеса становится спектаклем. Едва начался рассказ, как слушатель уже покорен обилием действующих лиц: мотивов, обретших своё лицо, совершенно незаметное при общепринятом исполнении.

Иван Бушуев (флейта).

Исполнитель на современной и барочной флейте, композитор, дирижёр. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру, стажировался в Барочной академии в Гмундене (Австрия) у Кристиана Гюртнера, проходил стажировку в Муниципальной школе Милана у Марчелло Гатти (траверс-флейта), посещал лекции и мастер-классы Клаудио Сантамброджио в Миланской консерватории (современная флейта), учился в классе Харри Старревелда, в Консерватории имени Яна Свелинка в Амстердаме. Лауреат международных конкурсов: камерных ансамблей в Кракове и A –Tre в Троссингене (Германия). Выступает как солист, сотрудничает с коллективами «Студия новой музыки» и оркестр Pratum Integrum. В 2013 году создал проект электронной экспериментальной музыки Nerest.

Григорий Кротенко (виола да гамба).

Контрабасист, исполнитель на исторических басовых инструментах, преподаватель Московской консерватории. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. Победитель III Международного конкурса контрабасистов им. Сергея Кусевицкого (2009). С 2010 года преподает в Московской консерватории, в настоящее время в звании доцента. Делает исполнительскую карьеру как солист, участник камерных ансамблей. Является солистом ансамбля «Студия новой музыки», одним из инициаторов проекта «Персимфанс», посвящённого возрождению деятельности первого симфонического ансамбля — оркестра без дирижёра (1922—1933).

Ансамбль «Солисты перфоманса»

Первый симфонический ансамбль был организован в 1922 и воссоздан в 2008 в Москве. Симфонический коллектив, исполняющий музыку без дирижёра, возник по инициативе профессора Московской консерватории Льва Цейтлина. В первые годы советской власти Персимфанс реализовал на практике утопию равноправной творческой инициативы без единоличного диктата. Когда социалистические идеи самоорганизации коллектива начали противоречить авторитарным доктринам тоталитаризма, в 1933 деятельность ансамбля была прекращена. В 2009–м, силами московских консерваторцев, артистов ведущих симфонических коллективов, Персимфанс был воссоздан в Музыкальной лаборатории Театра «Школа драматического искусства» по инициативе её руководителя Петра Айду. Различные инициативы Персимфанса были отмечены Гран–при премии Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска».

Концерт «Барокко навсегда!» прошёл в Соборная палата 13 апреля 2022 года.

Соборная палата