Баядерка

Концерт «Баядерка»

Это прошедший концерт.

«Баядерка» (1877) - последний трагический балет Мариуса Петипа и первый в ряду его шедевров. Это красочное, слегка ностальгическое прощание 58-летнего мэтра петербургского балета с романтическими иллюзиями и близкой его сердцу мелодрамой.До глубокой старости Петипа оставался галантным поклонником прекрасного пола. Для него женщина - символ балета. Мужчине Петипа отводил скромную роль галантного кавалера прекрасной дамы. Такова основа его балетной эстетики, по канонам которой создана и «Баядерка». Об этом пишет в воспоминаниях балерина Екатерина Вазем, создательница партии Никии. Ее партнером на премьере в петербургском Большом театре был Лев Иванов, будущий постановщик бессмертных лебединых сцен в «Лебедином озере».«Баядерка» - образцовое произведение одного из стилистических направлений ХIХ века - эклектизма, который французы называют то стилем Наполеона III, то необарокко. Эпоха эклектизма оставила потомкам замечательные произведения искусства - роскошное здание Парижской Оперы и казино в Монте-Карло архитектора Шарля Гарнье, картины и гравюры Гюстава Доре и Жана Моро.Чего только «не смешалось» в первой «Баядерке»! Мелодраматический сюжет о любви двух клятвопреступников, классицистский конфликт любви и долга, сословная коллизия - соперничество бедной баядерки и дочери раджи, даже кощунственный для императорской сцены финал: гибель правителей и придворных под руинами храма во время бракосочетания Солора и Гамзатти... При том в ней было огромное количество сольных, ансамблевых классических и характерных танцев, величественные шествия и игровые пантомимные эпизоды, среди которых особой популярностью пользовалась знаменитая «сцена ревности двух соперниц» - Никии и Гамзатти. Но в «Баядерке» есть и мистика, и символика: ощущение, что с первой сцены над героями занесен «меч, карающий с небес».В 1904 году балетмейстер Александр Горский перенес «Баядерку» на сцену Большого театра. Среди московских Никий были Любовь Рославлева и Екатерина Гельцер. А в партии Солора выступали и темпераментный нарушитель академического «спокойствия» Михаил Мордкин, и правоверный классик Василий Тихомиров. Впоследствии Горский не раз обращался к этому спектаклю. А в 1917 году сочинил собственную редакцию, которую в «индусском» духе оформил Константин Коровин. В 1923 году сторонник классического балета Василий Тихомиров восстановил акт теней в хореографии Мариуса Петипа, разместив дополнительно воспитанниц школы на выступах и утесах, которые повторяли движения кордебалета. В этой редакции состоялся московский дебют Марины Семеновой, одной из лучших Никий своего времени. В годы войны балет был возобновлен в филиале театра, главную партию танцевала Софья Головкина. Потом дважды (в 1961-м и 77-м годах) в репертуаре появлялось лишь «Царство теней», куда была перенесена вариация Солора.И только в 1991 году Юрий Григорович вернул в Большой полнометражный балет Мариуса Петипа, по возможности возродив оригинал Мариинского театра. Григорович сохранил старую хореографию, многие мизансцены, но «укрепил» режиссуру балета. Он сочинил ряд новых танцев для факиров, негритят, кордебалета, обогатил танцами партии Гамзатти и Солора, у которых теперь появились новые вариации как в дворцовой сцене, так и в свадебном гран па. Ему же принадлежит новый финал балета: изгнанный из царства теней Солор погибает под руинами храма. Предательство, по мысли балетмейстера, не оставляет надежды на духовное перерождение.Музыка - Людвиг МинкусЛибретто - Мариуса Петипа и Сергея Худекова в редакции Юрия ГригоровичаХореография - Мариуса ПетипаНовая сценическая редакция - Юрия ГригоровичаИспользованы фрагменты постановок Вахтанга Чабукиани, Константина Сергеева, Николая ЗубковскогоДирижер-постановщик - Павел Сорокин Костюмы и декорации - Николая ШароноваКонсультант по костюмам и декораций - Валерий ЛевентальХудожник по свету - Михаил СоколовПремьера спектакля состоялась 24 января 2013 года. Продолжительность спектакля - три часа с двумя антрактами.



Возрастные ограничения: 12+.





Все очень понравилось и спектакль и ,конечно,сам Большой! Очень порадовал звук,тем более в опере он очень важен! Еще очень понравились цены у вас на сайте! Планируем сходить и на другие постановки,например,на новую (малую) сцену. Спасибо!

Театральное представление «Баядерка» прошло в Большом театре 26 января 2017 года.