Бесприданница

Концерт «Бесприданница»

Это прошедший концерт.

Роли и исполнители:
Лариса — Карина Шашарина
Карандышев — Семен Спесивцев
Кнуров — Алексей Иванюк
Паратов — Антон Горюнов
Акузалова — Мария Штубер
Робинзон — Данила Дзыгар
Автор — Василий Спесивцев

Замечательной пьесой зрелого периода творчества А. Н. Островского является драма «Бесприданница». Задуманная в 1874году, она была завершена в 1878 году.

Героиня Островского отличается честностью, искренностью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из «Грозы». По словам Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне «хитрости нет». С героиней «Грозы» сближает ее и высокая поэтичность. Не случайно, что эти наиболее значимые пьесы Островского входят в проект театра «Классика в классе».

А вот перед ней Кнуров. Этот намного богаче, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен, а главное — он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он. А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит». Она еще не знает, что он только что выиграл ее в орлянку. И еще не ведает, что это он, Кнуров, давно ведет игру и весь спектакль, рассматривая ее как «дорогой бриллиант», который оправы требует, ювелира и покупателя. Не зная всего, Лариса все же отказывается от этого выбора. В своем монологе у решетки она отвергает «роскошь, блеск» и «разврат», трижды повторяя слово «нет».

Лариса всем существом своим тянется к идеалу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкретном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. Но отвечает ли он ее представлениям об идеале?

Паратов — богатый столичный барин, пустившийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает размах, блеск, любовь к шику. Он ценит песню и «волюшку», щедр и дерзок. Цыгане в нем души не чают. Любит его и Лариса. Она наглядеться на него не может, на его мужскую красоту и удаль. Вот на нем было и остановила свой выбор Лариса.

Но Паратов совсем не такой, каким он ей кажется. Всех ее женихов отбил, «да и след его простыл». А потом вернулся, снова обманывает, забавляясь и развлекаясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благородство и широта натуры показные. За ними — развратный и циничный кутила, который не забывает в своем мотовстве о выгодных продажах судов и богатой невесте с золотыми приисками.

Уход из этого мира — вот истинный выход. Лариса пытается сначала сама покончить с жизнью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее предрешена. Она подготовлена всей пьесой. Лариса мечтает: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь?»

Гибель героини становится неизбежной. И она настает. Карандышев убивает ее в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.

«Бесприданница» великого русского драматурга А, Н. Островского — это драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это пьеса о трагедии обычной бесприданницы с горячим сердцем. Перед смертью она благодарит жениха за избавление от страданий, тем самым она оставляет за собой право выбора, право остаться человеком с благородной душой и незапятнанной честью.

Спектакль отвечает на вопросы, которые ставит жизнь перед сегодняшней девушкой и ответ, не смотря трагический исход — жизнеутверждающий. В постановке спектакля много музыки (в исполнении Ирины Богушевской), пластики и молодости.

Театральное представление «Бесприданница» прошло в Театре 6 ноября 2017 года.

Театр Спесивцева