Фредерик Шопен. Концерт-монография

Концерт «Фредерик Шопен. Концерт-монография»

Это прошедший концерт.

Исполнители:
Ирина Бевзенко (автор программы, литературное слово)
Солисты: Лауреаты Международных конкурсов
Максим Маручек (фортепиано)
Владимир Вирок-Столетов (виолончель)
Елизавета Петрова (скрипка)
В концерте принимает участие артистка балета Алла Марасанова.

Рассказывают, что Шопена однажды спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки. Композитор ответил, что в его родном польском языке есть такое слово — это «жаль» (zal). Ференц Лист полагал, что в нём Шопену слышалась целая гамма разнообразных настроений «от жалобы и сожаления до ненависти», от неутешной скорби до «накипающей в глубине сердца неумолимой угрозы». По словам Листа, слово «жаль» «окрашивает все творения Шопена то в серебристые, то в огненно-пылающие тона».

Фредерик Шопен — музыкальный гений. В юном возрасте он — уже признанный композитор у себя на родине. Польша для Шопена — это не только бесконечная любовь, но и боль разлуки. Эту любовь к родине композитор пронёс через всю свою трагически короткую, но наполненную творчеством жизнь. Чтобы лучше понять музыку Шопена, надо представить себе его человеческий облик. Каким он был — Фредерик Шопен?

С детства, подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. В 20 лет он — уже знаменитый композитор и пианист. Один из современников композитора говорил, что «погружаясь в музыку Шопена, люди начинают любить и понимать друг друга».

Шопен — гениальный выразитель чаяний и надежд польского народа, величайший представитель польской музыкальной культуры, художник-патриот. Весь внутренний мир Шопена — в его музыке. В полонезах, балладах он рассказывает о своей стране — Польше, о красотах её пейзажей, о трагическом прошлом. «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой!.. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца — мазурки, и так хочется, чтобы этот сон не кончался...» (из письма Шопена). По воли случая (в 1830 году в Польше произошло восстание), он оказался в Париже, где познакомился с Листом, Берлиозом, Гейне, Делакруа. Адам Мицкевич был его лучшим другом, дом Поэта был постоянным местом встреч польских эмигрантов, на вечерах Адам Мицкевич читал свои поэмы, стихи, Шопен импровизировал, играл свои произведения, и в Париже произошла встреча Шопена и Жорж Санд.

Музыку Шопена нельзя спутать ни с какой другой, она узнаётся с первых тактов. Одна из учениц композитора, русская княжна Екатерина Шереметева, писала о своём учителе: «Он вдохнул душу в фортепиано. Он чувствует всю глубину сочинения, ему всё доступно. Это гений, возвышающийся над всеми пианистами. Каждый звук проникает прямо в сердце... Он сыграл два ноктюрна. Мы слушали его, затаив дыхание, ибо боялись разрыдаться».

Концерт-Монография «Фредерик Шопен» — музыкальное приношение великому композитору!

Вы услышите сочинения Ф. Шопена для фортепиано, скрипки и виолончели, поэзию А. Мицкевича и истории из жизни великого композитора.

Программа концерта:
Ноктюрн до-минор, ор.48 N1 (фрагмент)
Блестящий полонез, ор. 3 для фортепиано и виолончели
Этюд До диез минор, ор. 10 N4
Революционный этюд до-минор, ор. 10 N12
Баллада соль-минор ор. 23 N1
Cоната соль-минор для виолончели, ор. 22
Посмертный Ноктюрн До диез минор, ор. 28
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Соль минор

Продолжительность: 2,5 часа с одним антрактом.

Посещение мероприятия возможно с ограничениями: для лиц старше 18 лет обязательно наличие: QR-код о вакцинации/QR-код переболевшего или справка о медицинском отводе от прививки; документ удостоверяющий личность; гигиеническая/медицинская маска.

Концерт «Фредерик Шопен. Концерт-монография» прошёл в Дворце Белосельских-Белозерских 26 февраля 2022 года.

Дворец Белосельских-Белозерских