И. Ф. Стравинский "Царь Эдип", Б. Барток "Замок герцога Синяя Борода"

Концерт «И. Ф. Стравинский "Царь Эдип", Б. Барток "Замок герцога Синяя Борода"»

Это прошедший концерт.

Вечер одноактных опер «Царь Эдип» и «Замок герцога Синяя Борода» в Московском академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Одна из главных примет нашего времени — взаимопроникновение разных видов искусства. Современные андеграунд- и поп исполнители на сцене оперного театра, рок-хиты в исполнении симфонического оркестра, коллаборация музыки и различных видов изобразительных искусств в одном представлении уже вошли в нашу жизнь. Не отстают и режиссёры: Римас Туминас, ставивший ранее спектакли в драматическом театре, теперь обратился к жанру оперы.

О программе

Произведениям около ста лет, поэтому Туминас честно признался, что он искал актуальные и понятные нашим современникам выразительные средства, хотя и не пытался «перекроить» оперы. Поэтому на сцене — минимализм, костюмы лаконичны и просты, а вся сценография только подчёркивает безысходность и трагедию обоих произведений.

«Царь Эдип» Игоря Стравинского по либретто Жана Кокто сохранил всю напряжённость античного сюжета. Молодой царь Эдип пытается спасти Фивы от страшной болезни и выясняет, что она является карой богов. А накликал её убийца предыдущего правителя города Лаия, теперь, чтобы отвести беду от горожан, нужно найти и покарать его.

Прорицатель Тиресий указывает на Эдипа, который не может поверить в своё преступление, пока не вспоминает, что ударил какого-то аристократа палкой на дороге, отчего тот умер. Но всплывает ещё и старое пророчество, согласно которому Лаий должен был умереть от рук собственного сына. Эдип осознаёт, что он убил отца, а его жена, Иокаста, приходится ему же матерью. От этой страшной новости всех участников трагедии настигает отчаяние, в нём Иокаста накладывает на себя руки, а Эдип лишает себя зрения.

Стравинский был одним из тех композиторов, кто писал музыку, созвучную своему веку, рушил традиции, сочинял музыку впечатлений. Однако для «Царя Эдипа» он создал неоклассическое произведение, где-то подчинённое строгим классическим правилам, но всё же смотрящее в новый век.

«Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока на либретто Белы Балажа — тоже трагедия. Но вся драматургия заключена в диалоге двух героев — Юдит и Синей Бороды. Плавное развитие сюжета от беспредельной любви и доверия до горя, разбитой мечты и несчастья развивается по мере открывания дверей с их секретами. Юная возлюбленная Синей Бороды говорит о своей страсти и преданности к нему, отверженному и всеми отвергнутому, пока не встречается с теми, кто спрятан за последней дверью...

Опера Бартока отличается в музыкальном плане от «Царя Эдипа» настолько, насколько это вообще возможно. Композитор взял за основу народные песни и создал на основе этой традиции новую оперу, которая не цитирует, а является квинтэссенцией народной музыки.

Две оперы, максимально разные по сюжету, музыке, эмоциям станут для зрителей яркими событиями, интересными по-своему. Тем не менее их объединяет время создания, так что театралам интересно будет погрузиться в искусство начала XX века.

Театральное представление «И. Ф. Стравинский "Царь Эдип", Б. Барток "Замок герцога Синяя Борода"» прошло в МАМТ им. Станиславского 12 апреля 2018 года.

МАМТ им. Станиславского