Концерт органной музыки «Великий Бах и Классика XIX-XX веков»

Концерт «Концерт органной музыки «Великий Бах и Классика XIX-XX веков»»

5 июня, среда, 19:30

Концерт органной музыки

Великий Бах и Классика XIX-XX веков

И.С. Бах, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, М. Дюрюфле

Юрий Семёнов
и его ученики

Ксения Кузьмина

Лауреаты всероссийских и международных конкурсов

Дарья Левицкая
Анна Черникова
(орган, Санкт-Петербург)

Программу из классических сочинений для органа представит известный петербургский органист Юрий Семёнов и его талантливые ученики, учащиеся органного класса музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова — учебного заведения с уже 40-летними традициями исполнительства на этом инструменте.

Концерт откроет основатель и преподаватель органного класса Юрий Семёнов. Прозвучит цикл И.С. Баха — Фантазия и фуга соль минор. Фантазия была сочинена после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в Фантазии, противопоставлена тревожная, но жизнеутверждающая фуга. Также будет исполнена Allegro con brio из Сонаты си-бемоль мажор знаменитого немецкого романтика Ф. Мендельсона-Бартольди. Цикл из шести сонат был написан в 1844-1845 годах и посвящен другу — органисту Ф. Шлеммеру. Соната си-бемоль мажор — своеобразная сюита, состоящая из прелюдии, песни-хорала, баркаролы и фуги. В этом ярком и красочном сочинении композитор, опираясь на полифонические достижения Баха, сочетает их с романтическими веяниями: глубоким чувством и эмоциональностью.

В творчестве И. Брамса соединились стилевые особенности двух эпох: строгость барочной формы и романтическая одухотворённость. Его Прелюдия и фуга ля минор относится к раннему периоду творчества: она написана в мае 1856 года для Клары Шуман. Аффектированно-риторический характер вступительных разделов композиции напоминает о стилистической связи с музыкой Баха.

Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46-ти хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр представляет собой совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки. Прозвучит Хоральная обработка «O Mensch, bewein dein Sunde gro?». Вслед за ней будет исполнена драматичная Прелюдия и фуга до минор Баха. Части произведения были созданы в разные периоды творчества: фуга в Веймаре около 1716 года, прелюдия в Лейпциге около 1730 года. Они мастерски объединены композитором в единый цикл.

Органное творчество М. Регера — яркая и значительная часть истории органного искусства. При помощи стилистической «арки», перекинувшейся от эпохи позднего романтизма к современности, в нём осуществилась «связь времён». Композитор создавал произведения для нового типа инструмента — симфонического органа, обладающего более обширными звуковыми и динамическими возможностями. Регер писал и развёрнутые музыкальные «полотна», и циклы миниатюр. В программе концерта — Токката, ор.50 № 5.

В последние годы жизни Бах работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо композитора. Будет исполнен хорал «Jesus Christus, unser Heiland». Прелюдия и фуга ля минор — одно из самых эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, написанное в яркой виртуозной манере. Прелюдия создана в Веймаре в 1709 году, а органная версия фуги — в зрелые, лейпцигские годы. Пьесы отличаются по манере письма, но гармонично составляют единый цикл.

Сюита «последнего романтика», французского композитора Мориса Дюрюфле была создана в 1932 году и является одним из самых значительных произведений композитора для органа соло. Ярким финалом концерта станет грандиозная Токката, в которой во всём блеске предстанут возможности французского симфонического органа.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Фантазия и фуга соль минор, BWV 542

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Allegro con brio из Сонаты № 4 си-бемоль мажор, ор.65

Исп. Юрий Семёнов

Иоганнес Брамс (1833-1897)

Прелюдия и фуга ля минор, WoO 9

Исп. Ксения Кузьмина

Иоганн Себастьян Бах

Хоральная обработка «O Mensch, bewein dein Sunde gro?» («Плачь род людской, твой грех велик»),

BWV 622 из цикла «Органная книжечка»

Прелюдия и фуга до минор, BWV 546

Макс Регер (1873-1916)

Токката, ор. 50 № 5

Исп. Дарья Левитская

Иоганн Себастьян Бах

Хоральная обработка «Jesus Christus, unser Heiland» («Иисус Христос, наш Спаситель»),

BWV 665 из цикла «18 Лейпцигских хоралов»

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Морис Дюрюфле (1902-1986)

Токката из Сюиты, ор. 5

Исп. Анна Черникова

Концерт «Концерт органной музыки «Великий Бах и Классика XIX-XX веков»» пройдёт в Храм св. Станислава 5 июня 2024 года. Купить билеты уже можно на сайтах ROLLD и МТС Live.

Храм св. Станислава