Орфей & Эвридика (Театр музкомедии, Екатеринбург)

Концерт «Орфей & Эвридика (Театр музкомедии, Екатеринбург)»

Это прошедший концерт.

Нам показалось, что некоторые идеи, заложенные в произведении, написанном 40 лет назад, современны и сегодня. Например, как легко манипулировать человеческим сознанием. Или – в какие времена чаще появляются герои, способные совершить Поступок. Об этом и другом мы попытались поразмышлять в спектакле, намеренно обострив коллизии сюжета. Героев античного мифа мы переместили в отдаленное будущее. Там, в "окончательно толерантном" мире "абсолютного довольства" родится новый Орфей. Он полюбит свою Эвридику. И покинет ее, чтобы пройти испытание славой, едва не погубить себя и свой талант, но все-таки найти обратный путь – не только для себя. Для всех нас.

Кирилл Стрежнев

Приметы времени и места действия намеренно стерты, художник Павел Каплевич создает на сцене пространство жутковатого апокалипсиса, напоминающее постиндустриальные пейзажи многих известных фильмов. Центральное место в нем занимает конструкция из двух башен, соединенных мостом: то ли полуразрушенные строения стадиона, то ли остов громадной ладьи Харона. И лишь на заднике сцены просвечивает что-то, напоминающее "озеро нашей любви". Пожалуй, антиутопия – а именно в этот жанр по воле авторов спектакля трансформируется сюжет "Орфея" – на сцене музкомедийных театров еще не появлялась. Фантастический мир спектакля населен странными яйцеголовыми существами в мешковатых балахонах. Среди копошащейся и вихляющейся массы глаз выделяет прекрасных Орфея и Эвридику. Длинноволосые и белокурые ("белые птицы над нашим озером"), они как пришельцы с иной планеты, как герои фэнтези. Их инаковость и красота – полный контраст с саморазрушающимся миром.

журнал "Музыкальная жизнь"

Свердловская музкомедия дает "Орфея и Эвридику" в собственной редакции, где полностью реализованы богатые возможности оркестра плюс привлечены рок-музыканты. Зонги, которые в оригинале исполняет хор, поручены солисту – так родился новый персонаж Бард, периодически вторгающийся из нашей повседневности в пространство мифа. Но новаторство этим не ограничивается. Постановщик Кирилл Стрежнев в значительной степени перерабатывает и либретто Юрия Димитрина: не меняя стихов, он перекомпоновывает их, смещая акценты, и, самое главное, переделывает финал на оптимистический. Как и в великой одноименной опере Глюка, титульные герои воссоединяются и обретают счастье.

газета "Играем с начала"

"Орфей и Эвридика" для жителей бывшего СССР – незабываемая веха. Наш ответ Ллойду Уэбберу с его "Иисусом Христом" преобразил мир: ВИА превратился в театр, Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская – в поп-идолов. Много лет гастролировавший по стране спектакль говорил: смотрите, ребята, так можно, и можно, в общем, только так! Да и вообще ведь мюзикл – слишком крепко сшитый жанр, чтобы допустить в себя режиссера. И чем легендарнее партитура, тем сложнее с ней сладить.
В новом спектакле вместо "и" – &, вместо хора – солист, а вместо трагедии личности – драма поколения. "Орфей" в Екатеринбурге – не ностальгическое путешествие и не первопредок мюзикла в России. Свердловской музкомедии удалось укротить Фортуну: к партитуре Журбина–Димитрина они подошли как к открытому тексту, учитывая историю и контекст, но не привязываясь к ним.

Ая Макарова

Театральное представление «Орфей & Эвридика (Театр музкомедии, Екатеринбург)» прошло в Зале Стравинский 4 апреля 2019 года.