Орган звучит и время замирает

Концерт «Орган звучит и время замирает»

Это прошедший концерт.

В программе петербургского мэтра органного исполнительства Юрия Семёнова — музыка двух великих композиторов: Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта. Интерпретации маэстро Семёнова, основанные на огромном профессиональном опыте, всегда привлекают свежестью и оригинальностью.

Концерт откроет Пассакалия и фуга до минор Баха — одно из его самых грандиозных органных творений. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце. Удивительно, что это сочинение молодого композитора, в котором его гений звучит уже в полную силу, о чём возвещает триумфальный финал завершающей фуги.

Творчество Баха стало кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех её исторических тенденций. Его токкаты отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Бах написал 8 клавирных и 5 органных токкат. Под воздействием Прелюдий и фуг складывается двухчастный цикл — Токката и фуга. Прозвучит грандиозная Токката фа мажор Баха.

В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочинённых, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо Баха. Будет исполнена хоральная обработка «Преобразись, возлюбленная душа».

Шесть Трио-сонат были написаны композитором для старшего сына Вильгельма Фридемана с целью оттачивания технического мастерства. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. В программу включена Соната № 6 соль мажор в трёх частях.

В.А. Моцарт в своём творчестве не обращался к солирующему органу. Им созданы лишь 17 церковных сонат (sonatа da chiesa), которые исполняются камерным оркестром в сопровождении органа. Это короткие одночастные пьесы, предназначенные для богослужения. Три произведения, которые прозвучат на концерте — переложены для «короля инструментов». Цикл Adagio и Allegro фа минор создан для механического органа — самоиграющего музыкального инструмента, имитирующего оркестр. Маленькая Лейпцигская жига написана для фортепиано. Предполагается, что композитор хотел отдать дань уважения Баху, сочиняя её. В этой изящной пьесе всего 38 таков. На основе темы фуги П.И. Чайковский написал вступительную часть оркестровой сюиты «Моцартиана». Прелюдия и фуга до мажор созданы Моцартом для фортепиано в 1782 году. Этим циклом торжественно завершится концерт.

Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Пассакалия и фуга до минор, BWV 582;
Иоганн Себастьян Бах — Токката фа мажор, BWV 540;
Иоганн Себастьян Бах — Хоральная обработка Schmücke dich, o liebe Seele («Преобразись, возлюбленная душа»), BWV 654 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»;
Иоганн Себастьян Бах — Трио-соната № 6 соль мажор, BWV 530: Vivace — Lento — Allegro;
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) — Adagio и Allegro фа минор, KV 594;
Вольфганг Амадей Моцарт — Лейпцигская жига, KV 574;
Вольфганг Амадей Моцарт — Прелюдия и фуга до мажор, KV 394.

Концерт «Орган звучит и время замирает» прошёл в Храм св. Станислава 26 ноября 2023 года.

Храм св. Станислава