Paolo Baccianella - «The Best»

Концерт «Paolo Baccianella - «The Best»»

Это прошедший концерт.


PAOLO BACCIANELLA

Органный концерт в 2-х отделениях

«В каждой музыке Бах,
В каждом из нас Бог»

- эти строки из поэзии И. Бродского, взятые в качестве эпиграфа к концерту итальянского органиста Паоло Баччанелла и музыковеда Елены Книжниковой-Семёновой, отражают смысловую направленность программы вечера. Она составлена из духовной музыки И.С. Баха и сочинений композиторов XIX - начала XX в., в новых условиях возрождающих в органной музыке традиции своего великого предшественника.

Первое отделение концерта почти целиком построено на музыке И. С. Баха (1685-1750). Прозвучат две наиболее известные его хоральные прелюдии - Хоральнаяя прелюдия соль минор “Nun komm der Heiden Heiland“ («Приди, язычников Спаситель») BWV 659 и Хоральная прелюдия фа минор "Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ" («К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе») BWV 639, представляющие собой органные обработки протестантских хоралов.

Духовной направленности содержания отвечает и баховская Пассакалия до минор BWV 582, составляющая ядро программы первого отделения концерта. Хотя сакральный смысл произведения не декларируется открыто в его заглавии (пассакалия - название старинного торжественного медленного танца, своей основой восходящего к традициям уличных шествий), он воплощается в общем духовно-философском строе сочинения, а также конкретизируется множеством деталей, символика которых отсылает к описанию последних событий земной жизни Христа - Голгофы и крестных мук.

Завершит первое отделение концерта исполнение Органной сонаты № 6 ре минор op. 65 Ф. Мендельсона-Бартольди (1809-1847) - композитора-романтика, впервые осмыслившего в XIX в. масштаб творчества И.С. Баха и пробудившего к нему интерес своих современников после долгих лет забвения. Своей органной сонатой Ф. Мендельсон открыто указывает на преемственность с творчеством Баха, беря за основу сочинения баховскую обработку протестантского хорала “Vater unser im Himmelreich“ (Отче наш) и возводя на её фундаменте собственную романтическую композицию, столь неоднозначную по форме, что иногда её трактуют как тему и серию вариаций, иногда - как трёхчастную сонату.

Второе отделение концерта полностью посвящено французской органной музыке второй половины XIX - начала XХ в. Это период необычайного расцвета органного творчества во Франции, стимулом которому послужило, во-первых, возрождение интереса к баховской полифонии и музыкальным жанрам эпохи Барокко, во-вторых, формирование новой - симфонической трактовки органа. Родоначальником новой композиторской школы, соединившей в себе оба этих направления, стал С. Франк (1822–1890), справедливо почитаемый как наиболее значимый композитор в области органной музыки после И.С. Баха. В начале второго отделения концерта прозвучит Героическая пьеса для органа cи-минор FWV 37 - одно из произведений С. Франка, формирующих основы французского органного романтического симфонизма.

Далее будет исполнен Хорал №2 для органа cи минор, FWV 39 - сочинение, вошедшее в последний сборник С. Франка из трёх хоралов, нередко ассоциируемых с образами Святой Троицы. Обращаясь к баховским традициям трактовки хорала, С. Франк, тем не менее, прокладывает свой собственный путь в осмыслении жанра - «Хо­рал, но в своём роде» - уточняет сам композитор.

Продолжит программу концерта исполнение Темы и Вариации из Пятой органной симфонии фа минор ор. 42 № 1 Ш.М. Видора (1844-1937), развивающего направление французского органного романтического симфонизма и впервые именующего свои органные произведения собственно Симфониями.

Обобщающим аккордом программы второго отделения станет исполнение Финала из Второй органной симфонии Л. Вьерна (1870-1937), которым и завершится органный вечер.




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Концерт «Paolo Baccianella - «The Best»» прошёл в ММДМ 10 октября 2017 года.

ММДМ