Paolo Baccianella - «The Best» в Москве

Paolo Baccianella - «The Best» 10 октября

10 октября в Москве (ММДМ) состоялось мероприятие «Paolo Baccianella - «The Best»».

Искать похожие события.

Органный концерт в 2-х отделениях

"В каждой музыке Бах,
В каждом из нас Бог"

- эти строки из поэзии И. Бродского, взятые в качестве эпиграфа к концерту итальянского органиста Паоло Баччанелла и музыковеда Елены Книжниковой - Семеновой, отражают смысловую направленность программы вечера. Она составлена из духовной музыки И.С. Баха и сочинений композиторов XIX - начала XX в., в новых условиях возрождающих в органной музыке традиции своего великого предшественника.
Первое отделение концерта почти целиком построено на музыке И. С. Баха (1685-1750). Прозвучат две наиболее известные его хоральные прелюдии - Хоральнаяя прелюдия соль минор “Nun komm der Heiden Heiland“ ( "Приди, язычников Спаситель") BWV 659 и Хоральная прелюдия фа минор "Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ" ("К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе") BWV 639, представляющие собой органные обработки протестанстких хоралов.
Духовной направленности содержания отвечает и баховская Пассакалия до минор BWV 582, составляющая ядро программы первого отделения концерта. Хотя сакральный смысл произведения не декларируется открыто в его заглавии (пассакалия - название старинного торжественного медленного танца, своей основой восходящего к традициям уличных шествий), он воплощается в общем духовно-философском строе сочинения, а также конкретизируется множеством деталей, символика которых отсылает к описанию последних событий земной жизни Христа - Голгофы и крестных мук.
Завершит первое отделение концерта исполнение Органной сонаты № 6 ре минор op. 65 Ф. Мендельсона-Бартольди (1809-1847) - композитора - романтика, впервые осмыслившего в XIX в. масштаб творчества И.С. Баха и пробудившего к нему интерес своих современников после долгих лет забвения. Своей органной сонатой Ф. Мендельсон открыто указывает на преемственность с творчеством Баха, беря за основу сочинения баховскую обработку протестантского хорала “Vater unser im Himmelreich“ (Отче наш) и возводя на ее фундаменте собственную романичекую композицию, столь неоднозначную по форме, что иногда ее трактуют как тему и серию вариаций, иногда- как трехчастную сонату.
Второе отделение концерта полностью посвящено французской органной музыке второй половины XIX - начала XХ в. Это период необычайного расцвета органного творчества во Франции, стимулом которому послужило, во-первых, возрождение интереса к баховской полифонии и музыкальным жанрам эпохи Барокко, во-вторых, формирование новой - симфонической трактовки органа. Родоначальником новой композиторской школы, соединившей в себе оба этих направления, стал С. Франк (1822–1890), справедливо почитаемый как наиболее значимый композитор в области органной музыки после И.С. Баха. В начале второго отделения концерта прозвучит Героическая пьеса для органа cи-минор FWV 37 - одно из произведений С. Франка, формирующих основы французского органного романтического симфонизма.
Далее будет исполнен Хорал №2 для органа cи минор, FWV 39 - сочинение, вошедщее в последний сборник С. Франка из трех хоралов, нередко ассоциируемых с образами Святой Троицы. Обращаясь к баховским традициям трактовки хорала, С. Франк, тем не менее, прокладывает свой собственный путь в осмыслении жанра - "Хо¬рал, но в своем роде" - уточняет сам композитор.
Продолжит программу концерта исполнение Темы и Вариации из Пятой органной симфонии фа минор ор. 42 № 1 Ш.М. Видора (1844-1937), развивающего направление французского органного романтического симфонизма и впервые именующего свои органные произведения собственно Симфониями.
Обобщающим аккордом программы второго отделения станет исполнение Финала из Второй органной симфонии Л. Вьерна (1870-1937), которым и завершится органный вечер.

Другие концерты в ММДМ