Это прошедший концерт.
"Антигона" Бикчантаева сделана без страха наскучить зрителю. Холодная геометрия стеклянных стен дворца ни разу не будет нарушена. Он в лесах и промышленной пленке, этот дворец. Видать, правители сменялись слишком часто, и поэтому ремонт затянулся. Сцена-спор, сцена-поединок между Антигоной и Креоном длится полчаса и держит в неослабевающем напряжении. Это действительно филигранно выстроенная и исполненная сцена, от которой получаешь кайф, не чувствуя малейшего зазора между замыслом и актерским воплощением. Олег Ханов разыгрывает ее, как умелый шахматист. Его Креон – либеральничающий деспот, но не это в нем главное. Он действительно слуга закона и порядка, и поэтому не хозяин себе.
Креон "стучится" в героиню своей логикой. Но любая логика бессильна перед непоколебимостью маленькой беззаконницы. Главное в "танцующей" (и это не про пластику) Антигоне, наверное, дух произвола, "дух музыки", иррационализма, о котором говорил ницшевский Заратустра. Есть в ней и ребячливость, и уязвимость – нет только ходульного героизма. И этот момент слабости, когда Антигона узнает, что брат ее не был героем, актриса обозначает очень точно – мгновенным смятением, блеском глаз, вслед за чем возвращается на прежнюю позицию. Потому что героиня не утверждает те или иные ценности, она говорит "нет" целому миру. И отрицание ее тотально.
"Петербургский театральный журнал", блог
Сегодня эта, ставшая уже архаичной, драма Жана Ануя, переосмыслившего в ХХ веке античный миф, оформилась у режиссера Фарида Бикчантаева в размышление об интеллигенции. Его давно занимает трагическое место этого социального слоя в современном обществе. Режиссер и художник Альберт Нестеров поселил многословную интеллектуальную драму в гулкое и прозрачное пространство обветшавшей культуры. Некие абстрактные "Фивы" предстают в палевых тонах, в цвете запыленных камней. Здесь бесконечно рассказывают об ужасных событиях, которых мы так и не увидим. Так до конца мы будем ощущать на самом пороге стройных и пыльных классических чертогов зловонное дыхание человеческих зверств. А между тем жуткие подробности событий проговариваются людьми – один симпатичнее другого: умный, мягкий, интеллигентный Креон–Олег Ханов; античный "хор", воплощенный в одном типичном современном работнике умственного труда (Алмас Амиров), который забирается на верхний этаж декорации, как книгочей на лестницу в библиотеке, и спокойно оттуда вещает. А в центре Антигона–Анна Галинова – умная, храбрая девочка, смуглый зверек в хипстерской шапочке. Существо, первым ощутившее на себе деструкцию современного мира и не захотевшее к нему адаптироваться.
Наталия Каминская
Театральное представление «Антигона (Башкирский театр драмы, Уфа)» прошло в Театре им. Пушкина 22 марта 2018 года.