Ave Maria и колокола Вестминстера

Концерт «Ave Maria и колокола Вестминстера»

Это прошедший концерт.

Ave Maria и колокола Вестминстера — концерт Анны Кодинец и Светланы Фурник. Голос и орган.

Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками.

История шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии — это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. С Ave Maria связана и одна из самых известных музыкальных мистификаций: сочинение ленинградского гитариста, первого советского лютниста и композитора Владимира Вавилова долгое время приписывалась Джулио Каччини.

Яркие акценты программы — вокальные шедевры Генделя, Листа, Рахманинова и Вила-Лобоса. Вокализ Сергея Рахманинова — сочинение, посвящённое примадонне Большого театра Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов. Бразильское осознание баховской музыки величайший композитор Вила-Лобос выразил в своём цикле из девяти бразильских бахиан, а Ария из Пятой бахианы стала настоящим хитом.

Сольный орган представлен во всей полноте своих безграничных возможностей — вы услышите шедевры барокко, романтизма и жемчужины эры «симфонического органа».

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.

Творческое наследие Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор.

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых — для органа.

Вестминстерские колокола, пьеса Луи Вьерна, входит в топ органного репертуара. Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.

Ave Maria и колокола Вестминстера — встречаем начало весны под радостный перезвон колоколов!

Исполняют:
Анна Кодинец (сопрано);
Светлана Фурник (орган).

В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Ciacona in c, BuxWV 159;
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Ария Клеопатры Piangerò la sorte mia из оперы «Юлий Цезарь в Египте»;
Леон Боэльман (1862–1897) — Молитва из «Готической сюиты»;
Франц Шуберт (1797–1828) — Ave Maria;
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) — Медитация соль минор, Andantino ор. 167, № 4;
Йозеф Габриэль фон Райнбергер — Медитация ре мажор, Tema variato op. 167, № 9;
Шарль-Камиль Сен-Санс (1835–1921) — Ave Maria;
Владимир Вавилов (1925–1973) — Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини);
Ференц Лист (1811–1888) — Liebestraum, S.541 № 3;
Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) — Ария из Бразильской бахианы № 5;
Луи Вьерн (1870–1937) — Вестминстерские колокола из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле», Сюита № 3 op. 54;
Сергей Рахманинов (1873–1943) — Вокализ, ор. 34, № 14.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Ave Maria и колокола Вестминстера» прошёл в Приход Успения Пресвятой Девы Марии 3 марта 2023 года.

Приход Успения Пресвятой Девы Марии