Бах, готика Франции и ритмы Астурии

Концерт «Бах, готика Франции и ритмы Астурии»

Это прошедший концерт.

Бах, готика Франции и ритмы Астурии — концерт одного их самых ярких органистов нашего времени Александра Новосёлова, в котором встречаются барочная Германия, романтическая Франция и знойная Испания.

Творчество самого органного композитора Вселенной Иоганна Себастьяна Баха представлено масштабными двухчастными циклами и хоральными обработками, которые занимают в наследии мастера особую нишу. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Многие из баховских хоральных обработок настолько популярны, что используются в мировом кинематографе. Так, хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господь», использована в сцене невесомости культового фильма Тарковского «Солярис» в обработке Эдуарда Артемьева. Прелюдия и фуга ля минор, названная «Великой», создана в Веймаре и поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Развёрнутый цикл из Токкаты с фугой ми мажор объединяет виртуозную токкату с двумя грандиозными фугами.

Фантастический и бескрайний мир французского симфонического органа, рождённого гением органостртителя Аристида Кавайе-Коля, представлен творчеством Александра Гильмана и Леона Боэльмана. Александр Гильман — выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки. Сочинения таких композиторов как де Гриньи, Клерамбо, Маршан обрели известность благодаря его энтузиазму. Музыкант был инициатором открытия двух крупнейших учебных учреждений. Это Schola Cantorum de Paris — частная консерватория в Париже, основанная в противовес Парижской консерватории с акцентом её на оперу, и Органная школа Гильмана в Нью-Йорке.

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых — для органа.

Неожиданная и яркая краска концерта — вариант легендарной Астурии Исаака Альбениса в версии для органной педали соло! Имя композитора неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX–XX, и ратовавшего за возрождение испанской национальной культуры. Прелюдия Альбениса, она же Астурия или Легенда, знакома нам более всего в версии для классической гитары, однако изначально она предваряла фортепианный цикл «Испанские песни».

Неожиданный гость вечера — Антонио Валенте, слепой от рождения композитор и органист эпохи Возрождения.

Бах, готика Франции и ритмы Астурии — фантастическая программа в исполнении признанного виртуоза!

Исполняет:
Александр Новосёлов (орган, Санкт-Петербург).

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543;
Иоганн Себастьян Бах — Хоральные прелюдии: Приди, язычников, Спаситель, BWV 599, Иисус, моя радость, BWV 610, Я взываю к Тебе, Господь, BWV 639;
Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ми мажор, BWV 566;
Леон Боэльман (1862–1897) — Готическая сюита в 4-х частях: Интродукция — Менуэт — Молитва — Токката;
Исаак Альбенис (1860–1908) — Астурия для педали-соло;
Антонио Валенте (1565–1580) — Романеска;
Александр Гильман (1837–1911) — Финал из Органной сонаты № 1 ре минор.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Бах, готика Франции и ритмы Астурии» прошёл в Приход Успения Пресвятой Девы Марии 4 марта 2023 года.

Приход Успения Пресвятой Девы Марии