Бах и романтическая Германия

Концерт «Бах и романтическая Германия»

Это прошедший концерт.

Бах и романтическая Германия — масштабный концерт Лилии Кузнецовой, в котором самый органный композитор Вселенной, Иоганн Себастьян Бах, предстанет в окружении немецких романтиков.

Органные сочинения Мастера — не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в вечность. Музыка Баха неизменно вызывает эмоциональный отклик у самой разной публики, а композиторы, творившие после Иоганна Себастьяна в самых разных странах и эпохах, продолжают развивать приемы его музыкального письма в своих опусах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.

Величайшие композиторы мира в разное время использовали в своих сочинениях код имени Иоганна Себастьяна Баха B-A-C-H, в котором четыре буквы соответствуют четырём звукам. Этот музыкальный мотив живёт более, чем в 400 сочинениях. Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H — одно из трёх масштабных сочинений для органа Ференца Листа.

Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойдённым возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырёх, это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.

Творчество Шумана, другого немецкого гения-романтика представлено этюдами в форме канонов для педального фортепиано, инструмента, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом.

Музыка Йозефа Габриэля Райнбергера начинает звучать в России все чаще. Творческое наследие композитора охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе.

Бах и романтическая Германия — фейерверк стилей и жанров в течение одного вечера!

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1;
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) — Прелюдия и фуга № 3 ре минор ор. 37;
Феликс Мендельсон-Бартольди — Соната № 3 ля мажор op.65: Allegro maestoso — Andante tranquillo;
Роберт Шуман (1810-1856) — Два этюда в канонической форме op. 56: ля минор, ля-бемоль мажор;
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901) — Allegro moderato из Сонаты № 16 соль-диез минор op.175;
Ференц Лист (1811-1886) — Прелюдия и фуга на тему В-А-С-Н, S.529.

Исполняет:
Лилия Кузнецова (орган).

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.

Концерт «Бах и романтическая Германия» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 28 октября 2022 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери