Бах и романтический орган

Концерт «Бах и романтический орган»

Это прошедший концерт.

Бах и романтический орган — известный своими многочисленными оригинальными программами Владимир Королевский представит своих воспитанников в грандиозном гала-концерте. Вершина органного Олимпа Иоганн Себастьян Бах предстанет в созвездии французских и немецких романтиков.

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Бах тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять сборников, сформированных самим Бахом. Особый интерес вызывают Шюблеровские хоралы, которые являются транскрипциями арий из кантат и выходят за привычные рамки хоральных прелюдий.

Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойдённым возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Связь с музыкой Баха проходит через всё творчество композитора, а оба мастера в разные времена служили в легендарной лейпцигской Томаскирхе. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырёх, это темы хоралов, фуги, фантазии. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящён цикл из Прелюдий и фуг. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.

Густав Меркель — ученик Шумана и Райсигера. В его творческом наследии — сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки. Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день.

Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Родоначальник жанра органной симфонии — Шарль-Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX–XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звёздных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику?

Леон Боэльман — автор Готической сюиты, которая является одним из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 опусов, большая часть которых — для органа.

Бах и романтический орган — гала концерт восходящих звёзд и лучшие страницы органного репертуара.

Исполняют:
Владимир Королевский — лауреат международных конкурсов;
Наталья Гущина, Маргарита Дёмина, Тимофей Калмыков, Андрей Мартюшов, Иван Мокшин, Елена Рябко, Елизавета Толмасова.

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Три хоральные прелюдии из цикла «Шюблеровские хоралы», BWV 645-650;
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Прелюдия ре минор (1820);
Феликс Мендельсон-Бартольди — Анданте ре мажор (1823);
Феликс Мендельсон-Бартольди — Прелюдия и фуга ре минор ор. 37 № 3;
Феликс Мендельсон-Бартольди — Соната для органа ор. 65 № 1 фа минор: III. — Andante IV. — Allegro assai vivace;
Густав Меркель (1827–1885) — Соната для органа в четыре руки ор. 30 № 1 ре минор: II. — Adagio III. — Allegro;
Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия и фуга до мажор, BWV 531;
Леон Боэльман (1862–1897) — Готическая сюита ор. 25: IV. Токката;
Шарль-Мари Видор (1844–1937) — Шестая органная симфония ор. 42 № 2 соль минор: I. Allegro.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Бах и романтический орган» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 27 января 2024 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери