Это прошедший концерт.
Концерт органной музыки
«Бах и виртуозы парижских соборов»
И.С. Бах, С. Франк, Ш.-М. Видор, Л. Вьерн, З. Карг-Элерт
Лауреат международных конкурсов Юлия Глазковаи её ученики:
лауреаты и дипломанты всероссийских и международных конкурсов
(орган, Санкт-Петербург)
В программе концерта класса известной петербургской органистки Юлии Глазковой — сочинения И.С. Баха, а также французских и немецких композиторов XIX-XX веков. Прозвучат яркие пьесы, которые создавались для огромных парижских соборов.
Концерт откроет знаменитая Токката и фуга ре минор Баха. Произведение предположительно написано Бахом во время пребывания в Арнштадте между 1703-1707 гг. Особенностью цикла является непрерывность развития музыкального материала — без перерыва между Токкатой и фугой. Форма состоит из трёх частей: Токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с Токкатой, образует тематическую арку. Не будет преувеличением назвать Токкату и фугу ре минор самым популярным произведением для органа.
Фантазия и фуга до минор созданы в Веймаре около 1716 года. Печальной, задумчивой Фантазии противопоставлена подвижная, настойчивая Фуга. Прелюдия и фуга ля минор — одно из самых развёрнутых и эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, обладающее ярким виртуозным началом. Прелюдия написана в Веймаре в 1709 году. Первая, клавирная версия фуги была создана в Кётене, а вариант для органа — в зрелые, лейпцигские годы. Пьесы отличаются по манере письма, но гармонично составляют единый цикл. Шесть Трио-сонат были написаны Бахом для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. Прозвучит Andante из Трио-сонаты ре минор.
С. Франк — выдающийся органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. В 1878 году Франк создал второй из крупных циклов —Три пьесы для большого органа. Спокойное Кантабиле исполнено лирическое созерцательности. Органный регистр «кларнет» придаёт теме трепетное звучание.
Немецкий композитор, пианист, органист и теоретик З. Карг-Элерт жил на рубеже XIX-XX веков. В западном музыкальном мире его творчество признано и широко известно, тогда как в России он не так популярен. Он является авторов множества произведений для органа, в том числе циклов миниатюр. Прозвучит Преамбула, ор.145.
Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой, в том числе, относят Ш.-М. Видора и Л. Вьерна. На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В программе концерта — несколько частей из Симфоний Видора и Вьерна.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Исп. Эльдар Абдураманов
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Исп. Илья Лиховидов
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Исп. Мария Гапон
Andante из Трио-сонаты № 3 ре минор, BWV 527
Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Allegro из Симфонии № 6, ор.42 № 2
Исп. Елизавета Иванова
Сезар Франк (1822-1890)
Кантабиле, FWV 36 из цикла «Три пьесы для большого органа»
Зигфрид Карг-Элерт (1877-1933)
Преамбула, ор.145
Исп. Андрей Мартюшов
Луи Вьерн (1870-1937)
Финал из Симфонии № 3, ор.28
Исп. Юлия Глазкова
Концерт «Бах и виртуозы парижских соборов» прошёл в Храм св. Станислава 10 февраля 2024 года.