Барокко навсегда. "Времена года" и шедевры оперы

Концерт «Барокко навсегда. "Времена года" и шедевры оперы»

Это прошедший концерт.

Серия концертов "Барокко навсегда!" – это захватывающее путешествие в сокровищницу светской и духовной музыки XVII-XVIII веков

Исполнители:

• Марина КАТАРЖНОВА (скрипка)
• Михаил ШИРОЧЕНКО (контратенор)
• Лилия ГАЙСИНА (сопрано)
• Оркестр старинной музыки Pratum Integrum

Программа концерта:

Антонио ВИВАЛЬДИ • "Времена года" – четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo

Георг Фридрих ГЕНДЕЛЬ • Эпизоды из оперы "Юлий Цезарь в Египте": Ария Юлия Цезаря "Presti omai l'Egizia terra", Ария Клеопатры "Piangero la sorte mia", Дуэт Цезаря и Клеопатры "Caro bella piu amabile belta"

Клаудио МОНТЕВЕРДИ: • Эпизоды из оперы "Коронация Поппеи": Колыбельная Арнальты "Adagati Poppea… Oblivion Soave" и Дуэт Поппеи и Нерона "Pur ti miro"

Генри ПЁРСЕЛЛ • Эпизод из семи-оперы "Король Артур, или Британский герой": Ария Гения Холода "Cold Song"
Риккардо БРОСКИ • Эпизод из оперы "Артаксеркс": Ария Арбаче "Son qual nave ch'agitata"
Георг Филипп ТЕЛЕМАН • Кончерто гроссо для двух скрипок, струнных и basso continuo соль мажор

"Времена года", Четыре концерта для скрипки с оркестром – Исторический цикл скрипичных концертов Антонио Вивальди, повествующих о четырёх временах года, видится сегодня невинным музыкальным произведением, поражающим красотой и живописной буквальностью. Однако в 1725 году, когда "Весна, лето, осень и зима" были опубликованы, они рассматривались как шальная современная музыка, легкомысленный курьёз и безвкусная диковинка, а их создатель обвинялся в диссидентстве за то, что он отошёл в своём творчестве от привычных религиозных и мифологических аллегорий, предавшись описательному изображению силы природы и сложных физических и эмоциональных отношений человечества с неподвластными ему стихиями.

Ария Юлия Цезаря "Presti omai l'Egizia terra", Ария Клеопатры "Piangero la sorte mia" и Дуэт Цезаря и Клеопатры "Caro bella piu amabile belta" из оперы "Юлий Цезарь в Египте" – В феврале 1724 года премьера оперы "Юлий Цезарь" Генделя стала сенсацией: на седьмом представлении лондонский зал был так же полон, как и на первом. В основу сюжета положены обстоятельства визита Юлия Цезаря в Египет в 48-47 до н. э. Полководец, сопровождаемый трибуном Курием, пересекает Нил и входит в Египет – вступительная ария главного героя "Presti omai l'Egizia terra" представляет публике энергичного, знающего себе цену, воинственного и дерзкого персонажа. В третьем акте войско Птолемея одерживает победу над ратью Клеопатры и пленит царицу, лишившуюся покровительства Цезаря, считающегося погибшим – в арии Piangero la sorte mia" она горько оплакивает свою судьбу, грозя тирану отмщением за постигшую её участь. Опера завершается сценой в порту Александрии: Цезарь коронует Клеопатру как царицу Египта, и они поют патетико-любовный дуэт "Caro bella piu amabile belta".

Колыбельная Арнальты "Adagati Poppea… Oblivion Soave" и Дуэт Поппеи и Нерона "Pur ti miro" из оперы "Коронация Поппеи" – Одна из первых опер на исторический, а не мифологический сюжет, "Коронация Поппеи" (премьера состоялась в 1642-43 гг.) продолжает радовать зрителей необычной развязкой (нравственность наказана, а безнравственность царит) и отчётливым выражением искренних человеческих чувств. Колыбельная "Adagati Poppea… Oblivion Soave" Арнальты, кормилицы главной героини, исполнена материнской любви: она сладка, медитативна и успокоительна. Заключительный дуэт "Pur ti miro" является самым сильным номером оперы, его нежная и чувственная красота делает его идеальным завершением обширного музыкального полотна.

Ария Гения Холода "Cold Song" из семи-оперы "Король Артур, или Британский герой" – Странноватая и страшноватая ария умершего и окаменевшего Гения Холода, возвращённого к жизни деятельным Купидоном. Дух находит процесс оттаивания мучительным, не желает столкнуться с лютым холодом человеческого бытия и предпочитает снова замёрзнуть до смерти.

Ария Арбаче "Son qual nave ch'agitata" из оперы "Артаксеркс" – Бравурная барочная ария "Son qual nave ch'agitata" по праву считается запредельно трудной для исполнения. Немыслимые колоратуры на три десятка нот, убийственные пассажи и скачки через октавы... Это подлинная вокальная эквилибристика, придуманная композитором Риккардо Броски в 1734 году для своего брата, известного оперного певца-кастрата Карло Броски, выступавшего под псевдонимом Фаринелли.

Кончерто гроссо для двух скрипок, струнных и basso continuo соль мажор – Мажорное, как подавляющее большинство сочинений Телемана, кончерто гроссо написано в лучезарных, радостных тонах. В музыке Телемана, звучащей свежо и молодо, нет даже намёка на спешку, в каждой ноте он остаётся очаровательным и удивительно щедрым. Выплетая эффектную ткань своих произведений, композитор останавливается, чтобы поболтать с другом, полюбоваться красивым пейзажем, деревом или цветком, послушать птицу или скрипачей в таверне, и от чистого сердца приглашает слушателей составить ему компанию.

Михаил Широченко – оперный певец (контратенор), актёр. Финалист проекта телеканала "Культура" – "Большая опера". Получил начальное образование по классу скрипки и аккордеона, продолжил обучение по классу академического вокала. На 4м курсе Российского института театральных искусств "ГИТИС" присоединился к молодежной оперной программе Большого театра России. Летом 2021 получил Гран-при 28го международного конкурса "WORLD MUSIC COMPETITION" в Испании и специальную премию Международного музыкального конкурса "OPERA BELLA" в Москве.

Лилия Гайсина – известная барочная певица, солистка труппы Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 2014 окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского. Выступала на значимых фестивалях старинной музыки в Германии, Австрии, Италии, Турции, Латвии, Дании и Сербии. Среди артистов и коллективов, ставших компаньонами Лилия в барочном репертуаре, Московский камерный оркестро Musica Viva, оркестр Pratum Integrum, ансамбль барочной музыки Ensemble 1700, Государственный академический камерный оркестр России, и другие знаменитые исполнители.

Марина Катаржнова – скрипачка, альтистка, исполнительница на барочной скрипке, доцент МГК им. Чайковского (факультет исторического исполнительского искусства) признана профессиональным музыкальным сообществом как тонкий знаток старинной музыки. Осуществляет художественное руководство оркестром "Rosarium", входит в актив правления ансамбля "Персимфанс" и служит его концертмейстером с момента основания, с 2020 – солистка "Студии Новой Музыки". Марина Катаржнова сделала сольные записи на многих лейблах; принимала участие в записях и создании музыки к картинам таких режиссеров, как Тодоровский, Прошкин, Джорджадзе, Хамраев.

Оркестр старинной музыки Pratum Integrum – играет музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Название коллектива в переводе с латыни означает "некошеный луг": имеется в виду обширный репертуар XVII–XIX вв., в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. Основан в Москве в 2003 году, пользуется репутацией необычного, яркого и высокопрофессионального ансамбля, любящего ураганные темпы и живые интерпретации. Присоединяется к самым эффектным музыкальным проектам концертного исполнения опер, балетов, кантат и ораторий в лучших залах обеих столиц.

Концерт состоится в Соборной палате, истинном шедевре возрождённой старинной архитектуры. Роскошь убранства в лучших традициях дворцовых интерьеров XVIII-XIX веков, огромное внутреннее пространство, изумительная акустика – всё это позволяет причислить Соборную палату к первоклассным концертным залам современной Москвы.

Концерт «Барокко навсегда. "Времена года" и шедевры оперы» прошёл в Соборная палата 27 января 2023 года.

Соборная палата