Битвы и любовное безумие в музыке немецкого барокко

Концерт «Битвы и любовное безумие в музыке немецкого барокко»

Это прошедший концерт.

«Битвы и любовное безумие в музыке немецкого барокко»

Концерт в 1-ом отделении

Исполнители:

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Первые скрипки:

  • Кристина Траулько, концертмейстер оркестра
  • Александр Феодосьев
  • Элина Феодосьева
  • Мария Балабух
  • Василий Журкин
  • Мустафа Велиула

Вторые скрипки:

  • Анастасия Гвоздарева
  • Ирина Панова
  • Андрей Ильин
  • Ирина Ганичева
  • Владислава Кравчиня
  • Елизавета Ружавинская

Альты:

  • Константин Хабаров
  • Мария Евдокимова
  • Сергей Барсегян
  • Камила Биккулова
  • Дмитрий Мишин

Виолончели:

  • Елена Логинова
  • Анастасия Чередниченко
  • Анна Прохорова
  • Контрабасы:
  • Тимофей Матвеев
  • Филипп Горшков

Ударные:

  • Даниил Беликов
  • Гитара Теорба:
  • Ася Гречищева

Программа концерта:

Г. фон Бибер (Heinrich Ignaz Franz von Biber 1644-1704). «Balletti lamentabili» («Плачущие балеты») соната C 59 (1670)
И. Шмельцер (Johann Heinrich Schmelzer ок. 1623-1680). Harmonia a 5. («Гармония» 1668)
И. Розенмюллер (Johann Rosenmuller 1615-1684). Sinfonia Prima (Синфония №1 1667)

  • Sinfonia
  • Alemanda
  • Correnta
  • Intrata a 5 obligati
  • Ballo
  • Sarabanda

И. Пахельбель (Johann Pachelbel 1653-1706). Канон и жига D-dur для 3-х скрипок и basso continuo T.337 (1690)
И. Шмельцер (Johann Heinrich Schmelzer около 1623-1680). «Lamento sopra la morte Ferdinandi III» («Плач на смерть Фердинанда III») для 2 скрипок, viola da gamba, organo F-Pn Res. Vm7 673, no. 116 (1657)
И. Розенмюллер (Johann Rosenmuller 1615-1684). Sinfonia Seconda (Синфония №2 1667)

  • Sinfonia
  • Alemanda
  • Correnta
  • Ballo
  • Sarabanda

Г. Муффат (Georg Muffat 1653-1704). Concerto Grosso №11e-moll «Delirium amoris» (Заблуждение любви» 1701)

  • Sonata: Grave - Allegro
  • Ballo: Allegro
  • Grave - Presto
  • Menuet: Allegro
  • Giga

И. Шмельцер (Johann Heinrich Schmelzer около 1623-1680). «Fechtschuel» («Школа фехтования») сюита для струнных и basso continuo

  • Aria
  • Aria
  • Sarabande
  • Courante
  • Fechtschule
  • Bader Aria

Г. фон Бибер (Heinrich Ignaz Franz von Biber 1644-1704). «Battalia» («Баталия»), сюита для струнных и basso continuo (1673)

  • Allegro: Sonata
  • Allegro: «Die liederliche Gesellschaft von allerey Humor» («Веселые проделки беспутной компании»)
  • Presto
  • Der Mars (Марш)
  • Presto
  • Aria
  • «Die Schlacht» («Битва»)
  • Adagio: «Lamento der Verwundten Musquetirer» («Плач над ранеными мушкетерами»)

Мировое музыкальное наследие полно загадок и открытий. Одна из увлекательных страниц искусства XVII века — композиторы немецкого барокко. Еще до Моцарта и Генделя они удивляли и интриговали своих слушателей непривычными тембрами, необычными гармониями, непринятыми формами. А огромное количество сочинений того времени, и еще большее количество музыки, которая до нас не дошла, подтверждают, что музыка вечна.

В программе «Битвы и любовное безумие в музыке немецкого барокко» прозвучат сочинения композиторов, которые формировали культуру Германии и Австрии XVII века.

Генрих фон Бибер (Heinrich Ignaz Franz von Biber 1644-1704), родившийся на территории современной Чехии, прославился как исполнитель и композитор в Австрии. Ему не было еще 20 лет, когда он стал известным скрипачом-виртуозом. Естественно, что он, начав писать музыку отдавал предпочтение именно струнным инструментам, наполнив свои сонаты для скрипки довольно сложными пассажами. А еще композитор обладал прекрасным чувством юмора. В сюите «Battalia» он забавно изобразил «беспутную компанию», использовав такую привычную в XX веке политональность, заставил струнных стать «ударными». Но это не помешало ему завершить сюиту трогательной, печальной и искренней «Lamento der Verwundten Musquetirer» / «Плач над ранеными мушкетерами». Конечно, творчество Бибера не ограничилось музыкой для струнных: он — автор месс и опер. Немецкий композитор Пауль Хиндемит назвал Генриха фон Бибера «Величайшим композитором добаховской эпохи».

Выдающийся австрийский музыкант Иоганн Шмельцер (Johann Heinrich Schmelzer ок. 1623-1680) стал первым немецким композитором, опубликовавшим сборник своих скрипичных сонат, вмешавшись в единовластие итальянцев в этом виде творчества. Один из путешественников назвал его «едва ли не самым выдающимся скрипачом во всей Европе». Шмельцер был официальным композитором коронации императора Леопольда I во Франкфурте и его музыкальным советником. В богатом творческом наследии композитора около 500 сонат, духовных сочинений, сюит, опер и балетов. Скорее всего, именно у Шмельцера учился Генрих фон Бибер.

Немецкий композитор Иоганн Розенмюллер (Johann Rosenmuller 1615-1684) — автор вокальных и инструментальных сочинений, церковной музыки. Он служил кантором в Лейпцигской церкви св. Николая, жил и работал в Венеции, затем, вернувшись в Германию, стал капельмейстером при дворе Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Как и творчество многих композиторов, от которых нас отделяет не один век, его сочинения были практически забыты. Музыка Розенмюллера вернулась в современный репертуар только в 80-е годы XX века.

Одним из композиторов барокко, который стал почитаем при жизни, был Иоганн Пахельбель (Johann Pachelbel 1653-1706). Его органные произведения были невероятно популярны. Пахельбель служил органистом в Вене, Айзенахе, при Вюртембергском дворе в Штутгарте, Нюргберге. Он обучал музыкальным наукам Иоганна Кристиана Баха, старшего брата великого И.С. Баха. Пахельбель написал огромное количество духовной и светской музыки — от хоралов до танцевальных сюит. И как многие его современники, композитор был забыт почли на два века. В современной камерной музыке Канон D-dur, написанный в излюбленной им вариационной форме, стал одним из самых исполняемых произведений Пахельбеля, как и сопровождающая его грациозная восхитительная, техничная Жига.

Георг Муффат (Georg Muffat 1653-1704) — композитор эпохи барокко, чье творчество нам вернул XX век. Муффат соединил в своих сочинениях традиции Австрии, Франции и Италии, служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Он учился у Жана Батиста Люлли и был знаком в итальянским композитором Арканджело Корелли. Concerto Grosso последнего вдохновили Муффата на создание в этом жанре ярких, чувственных, красивейших произведений. «Ноты, струны и прекрасные музыкальные звуки диктуют мне направление, и, поскольку я смешиваю французскую манеру с немецкой и итальянской, я не начинаю войну, но, скорее, начинаю прелюдию к единению, к драгоценному миру, желанному всеми людьми», — писал о своей музыке Георг Муффат.

Концерт «Битвы и любовное безумие в музыке немецкого барокко» прошёл в Пакгаузы на Стрелке 16 марта 2024 года.

Пакгаузы на Стрелке