Чёрно-белое-трогательно

Концерт «Чёрно-белое-трогательно»

Это прошедший концерт.

Шопен, Шимановский, Венявский.

Ирина Савицкая — рояль
Мария Менчикова — скрипка

Красивый и трогательный концерт в исполнении дуэта (скрипка & рояль) в большей степени состоит из музыки великого Шопена; величие и красота которой в сложном сплетении простых мелодий с головокружительной техникой; доброй искренности и глубинной грусти... подобно лирическому настроению золотой осени...

Кроме сочинений Шопена в концерте прозвучит несколько пьес польских композиторов:
— Игнация Яна Падеревского
— Кароля Шимановского
— Генрика Венявского

Вечер, кроме концертной программы, содержит ценную составляющую салонов Артстандарт — это беседа с публикой и рассказ о творчестве композиторов, чьи произведения заявлены в программе вечера.

I отделение:
— Падеревский — полонез H dur
— Шопен — ноктюрн Des dur
— Шопен — три мазурки gis moll, C dur и a moll
— Шопен — этюд 12
— Шопен — этюд 24
— Шимановский — соната для скрипки и ф-но, 2 ч

II отделение:
— Шопен — баллада 1
— Венявский — Легенда
— Шопен — скерцо 1
— Шопен — ноктюрн Си мажор
— Венявский — полонез Ля мажор

Кароль Шимановский 1882–1937 (55 лет)
Польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.

Генрик Венявский 1835–1880 (45 лет)
Польский композитор Венявский отличался большим вкусом и оригинальностью мысли. Он писал только для скрипки (сохранилось два концерта и множество отдельных пьес). Все его произведения чрезвычайно благодарны для исполнителя. Особенной популярностью пользуются его «Легенда», «Воспоминание о Москве», Фантазия на темы из «Фауста» Гуно. Первый и второй скрипичный концерты Венявского были записаны рядом выдающихся исполнителей.

Фредерик Шопен 1810–1849 (39 лет)
Этот пианист-виртуоз — одна из значительных фигур в истории мировой музыки. Произведения гениального композитора и по сей день исполняются в лучших концертных залах по всему миру. Шопен стал кумиром и музыкантом для подражания в среде артистов.

Фредерик с раннего детства был одержим музыкой. Он мог вскочить с постели среди ночи, чтобы подобрать на фортепиано только что сочиненный этюд. Ребенок вообще любил музицировать в темноте, чтобы ничто не отвлекало его от творчества. Маленькому Шопену из-за длины пальцев никак не удавалось взять на фортепиано некоторые аккорды. Тогда он придумал специальное приспособление для растяжки пальцев — чрезвычайно болезненное, но эффективное, и не расставался с ним даже на время сна. В детстве Шопен утверждал, что видит духов и призраков умерших родственников. Исследователи его творчества считают, что так проявлялась одна из форм эпилепсии. Когда Шопену было 12 лет, он уже не уступал в технике игры ни одному взрослому польскому пианисту. Музыкант, дававший ему уроки, отказался продолжать обучение мальчика, так как больше ничему не мог его научить.

В 20 лет Шопен начал гастролировать по Европе с концертами и навсегда покинул Варшаву. В том же году в Польше вспыхнуло восстание за независимость, и композитор был полон решимости отправиться на поле боя. Однако раньше, чем он добрался до родины, бунт был подавлен.

У Шопена в течение 10 лет был бурный роман с писательницей Жорж Санд. И сами отношения, и разрыв, которым они закончились, подорвали здоровье музыканта, страдавшего от болезни легких (вероятно, туберкулеза). Из-за тяжелого расставания с возлюбленной Шопен решил покинуть Париж и уехать в Лондон, чтобы давать там концерты и преподавать. Британская столица с восторгом принимала талантливого композитора, но местный климат окончательно погубил его здоровье. Вернувшись через год в Париж, Шопен умер на 39м году жизни.

Музыковеды-исследователи творчества Шопена утверждают, что Его вальсы являются своеобразным «дневником» композитора, по характеру которых можно проследить за всей его жизнью. Поклонниками были многие его великие современники: Ференц Лист, Гектор Берлиоз и Роберт Шуман. Сам Шопен характеризовал свое творчество одним словом — «Жаль», имея в виду, что его произведения пронизаны печалью и жалобными интонациями.

Музыканты:
Ирина Савицкая (рояль)
Дипломант международного конкурса Калинникова (2016)
Лауреат международного конкурса Бартоломео Кристофори (2016)
Дипломант международного конкурса Шопена (2019)
Лауреат и дипломант международного конкурса Романтизм. Истоки и горизонты им. Гнесиной (2017 и 219)

Мария Менчикова (скрипка)
Активно выступает на разных площадках Санкт-Петербурга, а также на выездных концертах. В 2019 году вместе с Ириной Савицкой стала лауреатом конкурса «Романтизм, истоки и горизонты» в Москве.
Ансамбль существует с 2018 года, за этот период Мария и Ирина неоднократно выступали вместе, исполняли музыку разных эпох.

После концерта важная составляющая каждого вечера в салоне — беседа за круглым столом гостиной, общение артистов и публики.

В цену билета входят: фуршет с ноткой игристого, кофе, чай, бакалея.

К слову. Приходить со своими любимыми напитками и угощениями — прекрасная идея и замечательная традиция Артстандарта.

Концерт «Чёрно-белое-трогательно» прошёл в Салон "АртСтандарт" 26 октября 2022 года.

Салон "АртСтандарт"