Дон Кихот

Событие отменено

Концерт «Дон Кихот»

Это прошедший концерт.

Балет в трех действиях, шести картинахИСПОЛНИТЕЛИ
Китри – Олеся Новикова
Базиль – Филипп Стёпин
Гамаш – будет объявлено позднее
Эспада – будет объявлено позднее
Уличная танцовщица – будет объявлено позднее
Мерседес – будет объявлено позднее
Цветочницы: будет объявлено позднее
Повелительница дриад – будет объявлено позднее
Амур – будет объявлено позднее
Вариация – будет объявлено позднееАВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Людвига Минкуса
Либретто Мариуса Петипа на сюжет романа Мигеля де Сервантеса Сааведры
Хореография Александра Горского (1902) по мотивам спектакля Мариуса Петипа
Постановка цыганского и восточного танцев Нины Анисимовой, постановка фанданго Федора Лопухова
Декорации Александра Головина и Константина Коровина
Костюмы Константина Коровина
Реставрация декораций Михаила ШишлянниковаКРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕПрологНачитавшись рыцарских романов, Дон Кихот решает отправиться на поиски приключений вместе со слугой Санчо Пансой, сделав его своим оруженосцем.Действие IКартина перваяНа площади у кабачка Лоренцо в Барселоне веселится народ. Здесь и задорная Китри, дочь хозяина кабачка, и влюбленный в нее цирюльник Базиль. Лоренцо неугоден бедняк, ему более по сердцу богатый дворянин Гамаш, который хочет жениться на Китри.Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. Общее удивление вызывает появление рыцаря Дон Кихота. Путешественника приглашают к столу. Девушки потешаются над толстяком Санчо Пансой.Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в образе прекрасной Дульсинеи являлась ему в грезах?Действие IIКартина втораяКитри и Базиль сбежали от Лоренцо и Гамаша. Они забрели в цыганский табор.Вскоре в таборе появляется и Дон Кихот. Его приглашают посмотреть спектакль. Дон Кихот взволнованно следит за ходом пьесы и, забывая, что это театр, бросается защищать обиженных. Увидев ветряную мельницу, он принимает ее за злого волшебника, которого должен поразить, и вступает с ней в бой.Картина третьяУснувшего Дон Кихота преследуют видения: он – в царстве дриад, среди которых Китри в образе прекрасной Дульсинеи.Картина четвертаяКитри и Базиля настигают Лоренцо и Гамаш, но влюбленным удается скрыться. Дон Кихот направляет преследователей по ложному пути, но простодушный Санчо Панса исправляет «ошибку» своего господина. Погоня продолжается.Действие IIIКартина пятаяВ кабачке веселится и танцует молодежь. Среди них Китри и Базиль.Лоренцо настигает влюбленных. Мужем Китри должен стать Гамаш.Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Китри умоляет Дон Кихота уговорить отца выполнить предсмертную просьбу Базиля – благословить их любовь. Как только Лоренцо исполняет желание дочери, Базиль «оживает».Картина шестаяСвадьба Китри и Базиля. Почетное место среди гостей принадлежит Дон Кихоту.Пожелав молодоженам счастья, благородный рыцарь отправляется в путь. Его ждут новые подвиги.О СПЕКТАКЛЕДоставшийся нам в наследство от золотого века классического балета «Дон Кихот» – яркий образец балетной Испании с зажигательными ансамблевыми танцами, кастаньетами, веерами, юбками в горох, розами и гребнями в женских прическах.Несмотря на название, это не интерпретация романа Сервантеса. Основой сюжета и поводом для танцев стал лишь один эпизод из многочисленных приключений хитроумного идальго – история о несостоявшейся свадьбе богача Камачо (в балете – Гамаш) с красавицей Китерией (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль). И Дон Кихот в спектакле – далеко не главный герой по балетным меркам, его роль – пантомимно-пешеходная, а все танцевальные свершения отданы другим персонажам.Праздничный, увлекающий темпераментом и виртуозностью спектакль был поставлен в 1900 году (а в 1902-м перенесен из московского Большого в Мариинский театр) Александром Горским по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа, украшавшего петербургскую афишу с 1871 года. Молодой и пылкий хореограф Горский на заре ХХ века был очарован идеями Станиславского (только что открывшего Московский художественный театр) и во имя «жизненной правды» в балете превратил симметричный кордебалет, привычный для постановок своего старшего коллеги Петипа, в играющую, переживающую, веселящуюся толпу. Первые зрители спектакля вспоминали: «На площади эта живая страстная толпа заставляет верить до полнейшей иллюзии в солнце, под которым так хочется влюбляться, дразнить друг друга, гоняться за убегающей, прячущейся за веером красавицей...»Сохранив в своей версии контуры либретто, написанную Минкусом для Петипа музыку и многие хореографические куски, Горский пересмотрел некоторые сцены существовавшего спектакля. Современный «Дон Кихот» – пожалуй, чемпион балетного репертуара по танцевальной разноголосице: он хранит голоса Мариуса Петипа, Александра Горского, Федора Лопухова, в 1923-м сочинившего «в духе фольклора» испанское фанданго, и Нины Анисимовой, в 1946-м добавившей свой цыганский танец. Да и многие танцовщики-исполнители партии Базиля вполне могут считаться соавторами хореографии главного персонажа – не раз индивидуальные придумки и трюки, призванные во всем блеске раскрыть возможности артиста, закреплялись в тексте вариаций. Для солистов «Дон Кихот» – это не только планка виртуозности, это и возможность окунуться в стихию игры, где даже небольшая роль способна расцвести целым букетом юмористических красок. А зрителей этот спектакль, в котором на равных соседствуют жанрово-бытовые сценки, характерная хореография и чистая классика, неизменно очаровывает щедрой танцевальностью и атмосферой беззаботной праздничности.Ольга МакароваМировая премьера (хореография Мариуса Петипа) – 14 декабря 1869 года, Большой театр, МоскваПремьера балета в хореографии Александра Горского – 6 декабря 1900 года, Большой театр, МоскваПремьера в Мариинском театре (версия Александра Горского) – 20 января 1902 годаПродолжительность спектакля 2 часа 55 минутСпектакль идет с двумя антрактами

Театральное представление «Дон Кихот» прошло в Мариинский театр 3 апреля 2020 года.