Дуэты для виолончели и баса

Концерт «Дуэты для виолончели и баса»

Это прошедший концерт.

Исполнители:
‌Асия Адиатуллина (барочная виолончель)
‌Александр Листратов (барочная виолончель)

Традиция писать музыку для двух басов восходит ко временам Фрескобальди — для этого состава создавались ричеркары и канцоны, — но наибольшее распространение она получила в XVIII веке. В концерте прозвучат как дуэты, в большей степени задействующие идею и фактуру равноправного диалога двух партий, так и пьесы для солирующей виолончели и континуо (которое в данном случае будет чисто линеарным, без добавления привычных гармонических инструментов). С другой стороны, даже в дуэте равных солистов одна из виолончелей воспринималась в той или иной степени как фундаментальный бас.

В отличие от виолы да гамба, чья судьба плотно связана с Францией и Англией, барочная виолончель ассоциируется с итальянским музыкальным дискурсом: будучи одним из инструментов скрипичного семейства (устроенных, несмотря на кажущееся сходство, принципиально иначе, чем семейство виол), она раскрывает присущие ей стилистические коннотации. Более широкое распространение виолончели, по сравнению с гамбой, в середине XVIII века происходило параллельно экспансии итальянского стиля, который стал преобладать над французским. Итальянские композиторы, чьë творчество пришлось на позднебарочную эпоху — Джоаккино Кокки и Луиджи Боккерини — прозвучат в сегодняшней программе наравне с музыкой их современников Иоганна Генриха Фациуса и Жана-Батиста Бреваля.‌

В программе:
Луиджи Боккерини (1743–1805)
Соната до минор для виолончели и basso continuo, G2

Джоаккино Кокки (ок.1720 — после 1788)
2 маленьких дуэта для двух виолончелей

Иоганн Генрих Фациус (1759 — после 1810)
Дуэт для двух виолончелей ми минор, op. 1

Жан-Батист Бреваль (1753–1823)
Соната для виолончели и баса соль минор‌

Концерт «Дуэты для виолончели и баса» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 25 ноября 2022 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины