Двое за органом. Весенняя фантазия

Концерт «Двое за органом. Весенняя фантазия»

Это прошедший концерт.

В этот вечер семейный дуэт органистов исполнит лучшие сочинения немецких и французских композиторов в ансамбле и соло. Ирина и Андрей Маркеловы исполнят сочинения, раскрывающие всю полноту и оригинальность различных стилей: барокко, рококо, венской классики и романтизма. Франсуа Куперен, непревзойдённый мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII–XVIII веков. Он стал непревзойдённым мастером клавесина и органа не только по количеству, но и по качеству написанного. Приходская месса, одна из частей которой прозвучит в концерте, предназначалась для торжественных богослужений. Внутри органной мессы, согласно французской традиции, пьесы назывались или по первой строчке песнопения, или по регистровке, которая стала определять особенности системы органных жанров во французской музыке того времени. Выдающийся немецкий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени Дитрих Букстехуде почти 30 лет занимал место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке, стать преемником которого почитали за честь многие великие музыканты Германии. Влияние Букстехуде испытали на себе практически все музыканты Германии конца XVII–начала XVIII, включая Баха.

Георг Муффат — интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus musico organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

Романтический орган откроет публике страницу, перевёрнутую Брамсом, прославившимся возрождением жанра хоральной прелюдии, цикл которых прозвучал посмертно. Особый почерк Брамса объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы. Особый интерес представляют сочинения для органа в четыре руки Лахнера и Хессе — композиторов редко исполняемых в России. Франц Лахнер — потомственный органист. Став придворным капельмейстером в Мюнхене, он также выступал в качестве дирижёра придворной оперы, церковных концертов придворной капеллы и концертов музыкальной академии. Лахнер вел необыкновенно энергичную и плодотворную деятельность, но всё же находил при этом ещё достаточно времени для композиции, оставив творческое наследие из 200 сочинений в самых разнообразных жанрах.

Немецкий композитор и органист Адольф Фридрих Хессе — сын плотника, который в качестве частного увлечения занимался органостроением и стремился дать сыну все возможности для занятий музыкой, которые увенчались безусловным успехом. Став главным органистом Бернардинского собора, он давал концерты в Лондоне и Париже, а его органную игру высоко оценил Роберт Шуман. Позднее Хессе также дирижировал симфоническими концертами в опере Бреслау. Композитором созданы симфонические и органные опусы. Органные сочинения Моцарта немногочисленны, но занимают свою прочную нишу в органном репертуаре. Французский романтизм представлен хитом органного репертуара — Токкатой Теодора Дюбуа. Двое за органом — весенняя фантазия для всех.

Программа:
Франсуа Куперен (1668 – 1733) Офферторий из Приходской мессы
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) Фуга соль минор (дуэт)
Иоганнес Брамс (1833 – 1897) Хоральная прелюдия O Gott, du frommer Gott» из 11 хоральных прелюдий op.122
Франц Лахнер (1803 – 1890) Интродукция и фуга ре минор (дуэт)
Роберт Кандик (1926 – 2016) Chanson (дуэт)
Георг Муффат (1653 – 1703) Toccata secunda из сборника «Apparatus musico organisticus»
Дитрих Буксехуде (1637 – 1707) Пассакалия ре минор BuxVW 161
Теодор Дюбуа (1837 – 1924) Токката соль мажор
Адольф Фридрих Хессе (1809 – 1863) Органная фантазия ре минор, op. 87 (дуэт)

Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Ирина Маркелова, Андрей Маркелов, орган

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.

Концерт «Двое за органом. Весенняя фантазия» прошёл в Приход Успения Пресвятой Девы Марии 17 апреля 2021 года.

Приход Успения Пресвятой Девы Марии