Каменный цветок

Концерт «Каменный цветок»

Это прошедший концерт.

Мэтр отечественной хореографии Юрий Григорович восстановил свой знаменитый балет по сказкам Бажова не на привычной для него сцене Большого или Мариинского, а на подмостках Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.С прокофьевского "Каменного цветка", поставленного Юрием Григоровичем в 1957 году в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (так назывался тогда Мариинский театр), в истории отечественного балета началась новая эпоха. Григорович нашел выход из тупика, в котором оказалась "хореографическая драма" - главное направление советского балета середины ХХ века. В спектаклях этого стиля, созданных по мотивам пьес Шекспира, романов Бальзака, поэм Пушкина, танец лишь иллюстрировал литературные произведения, стесняясь своей условности и подражая бытовым жестам. И хотя теоретики писали, что балет должен "показывать жизнь в танцах, а не танцы в жизни", постановщики терялись в догадках, как этого добиться.Григорович не только придумал способ воплотить сюжетные коллизии исключительно танцевальными средствами, но и предложил оригинальный хореографический язык, соединив акробатические находки авангарда 20-х годов с петербургской классикой и принципами "симфонического танца", которые разрабатывал его учитель Федор Лопухов.Художник Симон Вирсаладзе впервые применил в этом спектакле принцип "единой установки" (образ всего пространства спектакля в целом концентрируется в одной декорации, где меняются лишь детали, обозначающие место действия). Этот принцип был подхвачен и развит художниками драматических и оперных театров, сделавшись основой нового языка российской сценографии второй половины ХХ века.То, что "Каменный цветок" был признан и одобрен властями именно за художественное новаторство, а постановщик спектакля вскоре возглавил балет Большого, в театральных кругах восприняли как символ оттепели. После долгих лет диктата идеологии верх взяла эстетика."Каменный цветок" сохранялся в репертуаре Большого вплоть до начала 90-х, а Мариинский успешно танцует его до сих пор. В главных партиях этого спектакля выступали почти все легендарные звезды русского балета: Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Владимир Васильев, Юрий Владимиров и многие другие.Возможности нынешней труппы Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко скромнее, чем у Большого и Мариинского эпохи Григоровича. Но все артисты, от кордебалета до эпизодических персонажей и солистов, с честью справляются с исторической постановкой. А колоритный, романтический премьер труппы Георги Смилевски в главной роли камнереза Данилы эмоционально передает и муки творчества, и драму героя, выбирающего между любовью к Катерине (Наталья Крапивина) и соблазном постичь тайны искусства в чертогах Хозяйки Медной горы.Композитор - С.С. ПрокофьевБалетмейстер-постановщик - Юрий ГригоровичХудожник - Симон ВирсаладзеДирижер-постановщик - Феликс Коробов





Декорации и костюмы Травиаты выполнены в современном стиле, однако все сделано со вкусом и стилем, никакого безоглядного осовременивания. Есть несколько оригинальных деталей, который служат изящным дополнением к той или иной сцене. Один из самых эмоциональных моментов оперы - разговор Виолетты и отца Альфреда (певец Арсен Согомонян вызвал шквал аплодисментов). Эротические танцы во втором действии, на мой взгляд, лишние, без них можно было обойтись, но, судя по разговорам публики, некоторые их особенно ждали. Все равно именно второе действие передает драматизм событий оперы. Замечательная постановка! Музыка Верди решает все! Оркестр играет бесподобно.

Театральное представление «Каменный цветок» прошло в МАМТ им. Станиславского 13 февраля 2016 года.

МАМТ им. Станиславского