Камерная музыка Сергея Прокофьева

Концерт «Камерная музыка Сергея Прокофьева»

Это прошедший концерт.

Программа

Сергей Прокофьев
Соната для скрипки № 1 фа минор, соч. 80
Квинтет соль минор, соч. 39
Соната для фортепиано № 2 ре минор, соч. 14

Участники:
Николай Мажара,
Vladislav Pesin,
Максим Ходырев,
Данила Лукьянов,
Лев Серов,
Карлос Наварроя

Соната для скрипки и фортепиано № 1 (1946) стала первым произведением композитора в своем жанре, вошедшим в мировой репертуар. Прокофьев начал писать ее в 1938 году под впечатлением музыки Генделя, которую он услышал во время своего последнего визита в Париж. Эта работа была завершена только восемь лет спустя. События тех лет — Мировая война, внутреннее идеологическое давление, семейные проблемы и стремительно ухудшающееся здоровье — несомненно, повлияли на образность музыки. Композитор сравнил призрачные скрипичные пассажи в первой и последней частях с «ветром, проходящим через кладбище», и требовал, чтобы агрессивная музыка скерцо игралась «так, чтобы люди подпрыгивали на своих местах, и люди говорили:» Он что, с ума сошел?"

Квинтет соч. 39 (1924) редко исполняется из-за необычного ансамбля: гобой, кларнет, скрипка, альт и контрабас. Это, вероятно, первая работа, когда-либо написанная для такого состава. Прокофьев написал Квинтет по заказу бродячей балетной труппы для цирковой пантомимы с сюжетом гиньоля: балерина — получеловек, полу-кукла-погибает от взрыва хлопушки, а другие персонажи вытаскивают из нее тряпичную душу и рвут ее на носовые платки. На Квинтет заметно повлияли Стравинский, молодые французские композиторы из Les Six, Вторая венская школа и даже джаз.

Вечер закончится Фортепианной сонатой № 2 (1912). Здесь уже в полной мере раскрывается личный стиль Прокофьева. Это очень современная музыка, что также стало причиной того, что шокированные зрители сразу после премьеры решили, что она «какофоническая» и «крайне антимузыкальная». Традиционная форма здесь смело взламывается образными контрастами, а эмоциональное развертывание разрубается на куски и превращается в театр карнавальных масок, почти в коллаж. Эта музыка дистанцируется, вместо того чтобы вовлекать. Его лирический герой-не Пьеро, а Арлекин. Однако за бунтарским фасадом легко разглядеть подлинного, глубокого романтика, который превыше всего ценит свою индивидуальность и способен на серьезную лирику, без скрытой шутливости.

Концерт «Камерная музыка Сергея Прокофьева» прошёл в Дом Радио 23 октября 2021 года.