Классика органной литературы

Концерт «Классика органной литературы»

Это прошедший концерт.

Заслуженный артист России АЛЕКСАНДР МАЙКАПАР (орган, Москва)

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Джозеф Мек (1690-1758)
Концерт до мажор (переложение для органа И.Г. Вальтера):
Adagio — Allegro
Adagio
Allegro
Марко Энрико Босси (1861-1925)
«Шествие понтифика», ор. 104, № 1
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Прелюдия и фуга ре минор, op.37, № 3
Иоганнес Брамс (1833-1897)
Прелюдия и фуга ля минор, WoO 9
Джованни Баттиста Польери (1855-1923)
Фантазия фа мажор
Иоганн Себастьян Бах
Фантазия и фуга до минор, BWV 537

В программе концерта Заслуженного артиста России, московского органиста, учёного-исследователя, автора более 250 научных статей Александра Майкапара — классика органной литературы. Прозвучат два произведения Баха в до миноре: Прелюдия и фуга и Фантазия и фуга. Семантика данной тональности обычно связывается с образами печали и траура, однако произведения Баха передают различные оттенки этих состояний. Прелюдия и фуга до минор — составной цикл: прелюдия написана на 14 лет раньше фуги, однако общее настроение — скорбное и патетическое — естественно их связывает. Фантазия и фуга до минор созданы в 1716 году, но характеры частей разнятся: Фантазия — это печальное размышление, фуга же — энергичное и настойчивое требование.

В программе концерта — Прелюдия и фуга ре минор, op.37 Ф. Мендельсона-Бартольди.

В зрелом возрасте интерес композитора к органу оказался напрямую связан с его частыми концертными визитами в Лондон и общением с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящены Прелюдии и фуги, op.37. Композиция не задумывалась, как единый цикл: все фуги были написаны раньше прелюдий. Когда в 1837 году Мендельсон предложил издательству «Брейткопф и Гертель» для печати фуги, оно запросило от композитора еще и прелюдии, которые он сочинил во время свадебного путешествия в Шпайере.

Органное творчество И. Брамса невелико. Прелюдия и фуга ля минор относится к раннему периоду творчества: она написана в мае 1856 года для Клары Шуман. Основополагающая черта стиля композитора — сохранение северогерманской органной традиции. В цикле с очевидностью прослеживается параллель с музыкой Баха, прежде всего, исходя из аффектированно-риторического характера вступительных разделов композиции.

На концерте будут исполнены произведения композиторов, не столь известных широкому кругу слушателей. Дж. Мек — немецкий композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз. С 1712 года и до конца жизни был камердинером и дирижёром четырёх князей-епископов в Эйхштетте. Писал камерную и оркестровую музыку в жанре concerto grosso. И.Г. Вальтер сделал органные транскрипции концертов Мекка и написал о нём статью в своём «Музыкальном лексиконе». Будет исполнен его Концерт до мажор.

Дж. Б. Польери — итальянский органист и композитор. Родился в Генуе. В 22 года отправился в США, где преподавал до1894 года, затем вернулся в родной город. В 1898 году был назначен там директором консерватории. Прозвучит его Фантазия фа мажор.

М.Э. Босси – итальянский композитор и органист-виртуоз. Активно гастролировал на протяжении всей жизни, в частности, в 1906 и 1912 гг. выступал в Москве. Руководил Венецианской (1895-1902) и Болонской (1902-1911) консерваториями, музыкальной школой в Риме (1916-1922). В программе концерта — его «Шествие понтифика».

Партии меццо-сопрано в кантате Прокофьева «Александр Невский», «Стабат Матер» Перголези. Активно выступает с музыкальными программами в Санкт-Петербурге, Москве, Казани.

Участвовал в многочисленных фестивалях, таких как «Три века классического романса» (Санкт-Петербург), Sound Ways (Санкт-Петербург), Chorus inside (Италия, Рим).

Концерт «Классика органной литературы» прошёл в Храм св. Станислава 20 октября 2019 года.

Храм св. Станислава