Концерт музыки для органа и клавесина «Звук тишины»

Концерт «Концерт музыки для органа и клавесина «Звук тишины»»

Это прошедший концерт.

В бесконечных дискуссиях об «аутентическом» и «академическом» исполнении – терминах, которыми в наше время, с известной грубостью, часто заменяется идея осмысленной игры «ради самой себя» либо «коммерческой», упрощeнной в интересах непритязательной части публики – граница проходит там, где заканчиваются ноты и начинается тишина. Порог вхождения в подлинный профессионализм, «фильтр», делающий музыку недоступной для тех, кто пришёл за ней в поисках развлечений – и универсальный инструмент органиста для того, чтобы высечь из «мeртвого камня» живые линии и формы. Едва ли можно представить себе исполнителя, который смог бы сыграть эхо-фантазию Свелинка или пассакалию Керля, не считаясь с тишиной; именно на внимание к ней держится само таинство исполнения – и к подобной музыке это применимо в первую очередь.

В отличие от более раннего (и более архаичного из-за близости к полифоническим традициям Ренессанса) клавирного наследия итальянцев и англичан, французы первыми стали чeтко разделять органный и клавесинный репертуар, специализируя письмо для того или иного инструмента согласно его акустическим свойствам и тембровым возможностям. XVII век был первым веком расцвета собственно клавесинной музыки – у истоков её стоял Жак Шампион де Шамбоньер. Две его книги пьес для клавесина (1670), наряду с манускриптами, представляют собой свободно составленные сборники многочисленных танцевальных пьес, обладающих, несмотря на свою лаконичность, большим пространством для орнаментики и импровизации. Музыка его учеников – Луи Куперена и Жана-Анри д'Англебера – строилась схожим образом, развивая и усложняя пути, намеченные Шамбоньером, привнося в клавирную музыку драматизм, большую эмоциональную насыщенность и гармоническую напряжeнность.

Не менее важной чертой во второй половине XVII века стала фиксация в нотах той «незаписываемой» части музыки, которую играющий импровизировал сам: в сюитах Луи Куперена впервые появляются неметризованные прелюдии, отображаемые в записи в виде полуабстрактного текста, предполагающего собственную расшифровку исполнителя.

Исполнитель:

Андрей Коломийцев (орган, клавесин)

В программе:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Фантазия до минор, BWV 537

Хоральная фантазия Jesu, meine Freude, BWV 713

Хоральные прелюдии:

Jesus, meine Zuversicht, BWV 728

O Lamm Gottes, unschuldig

Wer nur den lieben Gott la?t walten, BWV 690

Wer nur den lieben Gott la?t walten, BWV 691

  • Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)

Фантазия в манере эхо in d

  • Иоганн Каспар Керль (1627–1693)

Пассакалия in d

  • Жак Шампион де Шамбоньер (1601/2–1672)

Сюита in g (из Второй книги пьес для клавесина):

Pavanne

Gigue

Courante

Gigue ou il y a un Canon

  • Луи Куперен (1626–1661)

Сюита пьес для клавесина in a:

Allemande l’Amiable

Courante

Sarabande

La Piemontoise

  • Жан-Анри Д'Англебер (1629-1691)

Прелюдия in d

Tombeau de Mr. de Chambonnieres

Концерт «Концерт музыки для органа и клавесина «Звук тишины»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 17 февраля 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины