Это прошедший концерт.
В бесконечных дискуссиях об «аутентическом» и «академическом» исполнении – терминах, которыми в наше время, с известной грубостью, часто заменяется идея осмысленной игры «ради самой себя» либо «коммерческой», упрощeнной в интересах непритязательной части публики – граница проходит там, где заканчиваются ноты и начинается тишина. Порог вхождения в подлинный профессионализм, «фильтр», делающий музыку недоступной для тех, кто пришёл за ней в поисках развлечений – и универсальный инструмент органиста для того, чтобы высечь из «мeртвого камня» живые линии и формы. Едва ли можно представить себе исполнителя, который смог бы сыграть эхо-фантазию Свелинка или пассакалию Керля, не считаясь с тишиной; именно на внимание к ней держится само таинство исполнения – и к подобной музыке это применимо в первую очередь.
В отличие от более раннего (и более архаичного из-за близости к полифоническим традициям Ренессанса) клавирного наследия итальянцев и англичан, французы первыми стали чeтко разделять органный и клавесинный репертуар, специализируя письмо для того или иного инструмента согласно его акустическим свойствам и тембровым возможностям. XVII век был первым веком расцвета собственно клавесинной музыки – у истоков её стоял Жак Шампион де Шамбоньер. Две его книги пьес для клавесина (1670), наряду с манускриптами, представляют собой свободно составленные сборники многочисленных танцевальных пьес, обладающих, несмотря на свою лаконичность, большим пространством для орнаментики и импровизации. Музыка его учеников – Луи Куперена и Жана-Анри д'Англебера – строилась схожим образом, развивая и усложняя пути, намеченные Шамбоньером, привнося в клавирную музыку драматизм, большую эмоциональную насыщенность и гармоническую напряжeнность.
Не менее важной чертой во второй половине XVII века стала фиксация в нотах той «незаписываемой» части музыки, которую играющий импровизировал сам: в сюитах Луи Куперена впервые появляются неметризованные прелюдии, отображаемые в записи в виде полуабстрактного текста, предполагающего собственную расшифровку исполнителя.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган, клавесин)
В программе:
Фантазия до минор, BWV 537
Хоральная фантазия Jesu, meine Freude, BWV 713
Хоральные прелюдии:
Jesus, meine Zuversicht, BWV 728
O Lamm Gottes, unschuldig
Wer nur den lieben Gott la?t walten, BWV 690
Wer nur den lieben Gott la?t walten, BWV 691
Фантазия в манере эхо in d
Пассакалия in d
Сюита in g (из Второй книги пьес для клавесина):
Pavanne
Gigue
Courante
Gigue ou il y a un Canon
Сюита пьес для клавесина in a:
Allemande l’Amiable
Courante
Sarabande
La Piemontoise
Прелюдия in d
Tombeau de Mr. de Chambonnieres
Концерт «Концерт музыки для органа и клавесина «Звук тишины»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 17 февраля 2024 года.