Концерт «На начало времени»

Концерт «Концерт «На начало времени»»

Это прошедший концерт.

Исполнители:

лауреаты Международных конкурсов Арина Шваренок (флейта)Ольга Быстрова (флейта)Юлия Рогожникова (флейта)Кристина Панова (флейта)Евдокия Колясина (флейта)Ольга Васильева (фортепиано)Наталья Назарова (виолончель)Евсевий Зубков (маримба)Камерная музыка для флейты композиторов XX и XXI веков Джорджа Крама, Андре Жоливе, Тору Такемицу и Довлета Анзарокова.

«Голос кита» Джорджа Крама.

Джордж Крам – приверженец технического расширения музыки и инструментального театра. Трио для флейты, виолончели и препарированного фортепиано, с электрическим усилением, принадлежит к числу самых значительных произведений в авангардной музыке за последние десятилетия.

Оно было создано под впечатлением от пения горбатого кита, которое композитор услышал в 1969 году. Каждому из трех исполнителей предписано быть в черной полумаске, которые, обезличивая смысл человеческого взгляда, призваны символически представить мощные, стихийные силы природы, природы без человека. Произведение исполняется при темно-голубом освещении сцены, как олицетворение подводного мира.

«Пять заклинаний» Андре Жоливе.

Композитор предлагает красочные названия каждой части, обладающие духовным, человеческим богатством, объясняя их следующим образом: «Канон моей эстетики состоит в том, чтобы вернуть музыке ее античный первоначальный смысл, когда он был магическим и колдовским выражением религиозности человеческих сообществ».

Пять впечатляющих и захватывающих миниатюр для флейты соло полностью отражают суть своего названия, благодаря навязчивой вариативной технике, в которой одна музыкальная фраза повторяется с неослабевающей настойчивостью, но с уникальной вариативностью. В более медленных частях этот процесс вызывает гипнотическое ощущение, в то время как в более быстрых — ощущение экстатического плетения заклинаний.

«Toward the sea» («К морю») написано японским композитором Тору Такемицу по заказу Greenpeace.

Названия трех частей The Night (Ночь), Moby Dick (Моби Дик) и Cape-сod (Кейп-код), являются отсылкой к роману Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит».

Сам композитор определял это произведение как «дань уважения морю». «К морю» буквально проникнуто этой идеей. На концерте прозвучит версия для альтовой флейты в сочетании с маримбой.

«The Perceptual present» – пьеса петербургского композитора адыгского происхождения Довлета Анзарокова для квартета флейт. Название пьесы отсылает к одноименной философской концепции, суть которой (в сильно упрощенном виде) применительно к музыке в следующем: человек может воспринять музыкальное произведение как целое лишь при условии определенной интенсивности материала. В пьесе Анзарокова этот принцип дан в наглядном варианте — она начинается с разрозненных, на первый взгляд, не связанных звуков, которые в дальнейшем, с интенсификацией временного континуума, кристаллизуется в тему-паттерн, пронизывая все слои музыкальной фактуры.

Концерт «Концерт «На начало времени»» прошёл в ТКК Александринский 29 апреля 2021 года.

ТКК Александринский