Концерт органной и клавесинной музыки «Рождество в Италии»

Концерт «Концерт органной и клавесинной музыки «Рождество в Италии»»

Это прошедший концерт.

Первая часть этой программы, объединëнной обращением к итальянской традиции, – музыка совсем старого стиля, воспринимаемая на слух современного человека как нечто архаически-раннебарочное: возможно, именно она исполнялась в то время на Рождество. Итальянское органное письмо в XVI веке во многом опиралось на ранние полифонические традиции: отсюда стройность и собранность линий, напряжëнность диссонансов и богатство развëртывающихся диминуций. Слушая эту музыку, мы можем воочию увидеть, как prattica prima плавно перетекала в prattica seconda, постепенно отступая от строгостильных идеалов ради новой, по-барочному страстной энергии, реализующейся в идее виртуозной импровизации за инструментом. Токката Фрескобальди, многозначительно подписанная автором как пьеса, в которой «не без труда достигнешь конца», – в некотором роде крайняя точка этой идеи.Вторая часть – клавесинная, более близкая к нам по времени: в музыкальном языке этого раздела угадываются типично барочные фигуры, модальная гармония сменяется функциональной, а характерные идиомы намекают на то, что эти сочинения создавались в эпоху интенсивного развития оперы. Фолия из сонаты Алессандро Скарлатти – один из самых знаменитых образцов этого жанра, отличающийся буйной виртуозностью и незаурядным пафосом, в степени накала которого безошибочно угадывается почерк автора. Столь же рельефны образы двух сонат Доменико Скарлатти – гипнотическая, зачаровывающая дивной красотой тема сонаты 466 сменяется оживлëнным и взволнованным движением в следующей за ней K 467.Третья часть – несколько шутливая, полная тонких аллюзий, стилистических парадоксов, юмора и иронии. Каприччио в подражание и в память Фрескобальди, написанное Юргеном Эсслем, – своего рода музыкальный палимпсест, приглашающий слушателя сравнить собственные представления о Фрескобальди с тем, каким его увидел наш современник. За ним следует изящная Причудливая ария соловья – часть сюиты Алессандро Польетти, по-раннебарочному остроумной и затейливой. Соната Джованни Моранди, венчающая концерт, красноречиво демонстрирует итоги развития церковной музыки в XVIII веке, с её оперным драматизмом и почти россиниевскими мелодиями.Исполнитель:Андрей Коломийцев (орган, клавесин)

Концерт «Концерт органной и клавесинной музыки «Рождество в Италии»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 11 января 2023 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины