Концерт органной музыки «Bach only»

Концерт «Концерт органной музыки «Bach only»»

Это прошедший концерт.

Концерт 17 декабря

Значительная часть этой монументальной программы относится к категории наиболее часто исполняемых сочинений И.С. Баха, пользующихся особенной популярностью; в определённом смысле такую подборку можно было бы назвать энциклопедией баховских идей, фактур и интонаций.

Две прелюдии на хорал Nun komm der Heiden Heiland – пример того, насколько по-разному Бах «вписывает» один и тот же cantus firmus в два совершенно разных архетипических контекста. BWV 659 – северогерманский орнаментальный хорал, в чертах которого угадываются характерные формы Букстехуде и Шайдемана. BWV 599, напротив, близок к французскому письму – его фразы представляют собой ниспадающие раскладываемые аккорды, каждый из которых как бы «собирается» из отдельных звуков: такой метод был типичен для французской манеры brise, хорошо знакомой Баху по сочинениям его старшего современника Георга Бeма.

Хоральная обработка Wachet auf, ruft uns die Stimme – пример «типично баховской» фактурной трактовки. Здесь мы имеем дело с предельно дифференцированными пластами фактуры, где cantus firmus, проводимый в наиболее простом и лаконичном виде, отступает «в тень» контрапунктирующей ему линии – более подвижной и интонационно насыщенной. Фактурное решение того же плана определяет хоральную обработку Ich ruf' zu dir, Herr Jesu Christ.

Свободные сочинения, которые прозвучат в программе, также эмблематичны: в масштабах истории каждое из них послужило импульсом для спектра явлений, позже названных «романтическим бахианством». Так, знаменитая скрипичная Чакона открыла дальнейший путь к традиции монументализировать идею basso ostinato, а BWV 543 и BWV 565 на долгие века вперёд оказались интонационным «образцом», с которым сверялся едва ли не каждый музыкант, желавший отдать дань уважения лейпцигскому кантору.

Исполнитель:

Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)

В программе:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Две хоральные прелюдии:

Nun komm der Heiden Heiland, BWV 659

Nun komm der Heiden Heiland, BWV 599

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Хоральная прелюдия Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 645

Чакона из скрипичной партиты ре минор, BWV 1004 (транскрипция для органа М. Келлера)

Три хоральные прелюдии:

Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639

Wir glauben all’ an einen Gott, BWV 680

Erbarme dich mein, o Herre Gott, BWV 721

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Концерт 21 января

«Учeный» Бах, сурово смотрящий на нас с портрета Хаусманна, соседствует в этой программе с другим «портретом» – молодого композитора, с увлечением и страстью осваивающего органное искусство и с юношеской непосредственностью воплощающего новые для себя идеи.

Прелюдии и фуги BWV 549 и 536 – пример тех самых ранних сочинений, где в стиле Баха особенно узнаваемы черты его непосредственных предшественников – Букстехуде, Бeма, Брунса. Протяжённое педальное соло, открывающее до-минорную прелюдию, «задаёт тон» всему сочинению – эмоционально насыщенному, импровизационному по своей сути и структуре, – с первых секунд привлекая внимание слушателя к «возвышающей орган над всеми другими инструментами» развeрнутой педали северогерманского инструмента. Помещённая в самое начало программы, она создаёт примечательную перекличку с BWV 564, завершающим концерт, – одним из самых «педальных» органных сочинений Баха, где композитор превосходит самые высокие образцы подобного письма у своих предшественников.

Наравне с Clavierubung'ом, шесть органных трио-сонат BWV 525–530 относятся к сложнейшим сочинениям Баха, отличающимся изяществом и совершенством музыкальной разработки с самых разных точек зрения. Три самостоятельных линии, порученные контрастирующим голосам, апеллируют к соответствующему инструментальному жанру барокко – в XVII–XVIII веках трио-соната (предполагавшая наличие двух мелодических инструментов и басовой линии с расшифровываемой гармонической поддержкой) была основой камерного репертуара. Попав на органную почву, трио-соната обрела характерные черты: в баховских триофактурах максимально подчeркнуто полифоническое линеарное начало, при этом сложное взаимодействие линий при исполнении на органе предполагает большую виртуозность и мастерство.

Исполнитель:

Александр Удальцов (орган, г. Москва)

В программе:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Прелюдия и фуга до минор, BWV 549

Хоральная прелюдия In dir ist Freude, BWV 615 (из «Органной книжечки»)

Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536

Три хоральные обработки из третьей части «Клавирного упражнения» (Clavierubung III):

Vater unser im Himmelreich, BWV 682

Dies sind die heil’gen zehen Gebot, BWV 679

Aus tiefer Noth schrei’ ich zu dir, BWV 686

Трио-соната № 5 до мажор, BWV 529

Contrapunctus VI (во французском стиле) из «Искусства фуги», BWV 1080/6

Токката, Adagio и фуга до мажор, BWV 564

Концерт «Концерт органной музыки «Bach only»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 18 февраля 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины