Концерт органной музыки «Bach only»

Концерт «Концерт органной музыки «Bach only»»

Это прошедший концерт.

Музыкальная риторика — система знаков и символов, «конвертирующих» вербальные понятия и идеи в элементы музыкального языка — пронизывала буквально всё творчество Баха; отталкиваясь от её общих принципов, разработанных в немецкой музыкальной традиции, композитор создал сложнейший многоуровневый «тезаурус» риторических средств, имевший отношение, прежде всего, к духовной музыке.

Фантазии и фуги BWV 542 и BWV 537 примечательны исключительной рельефностью воплощаемых аффектов и редкой даже для своего времени эмоциональной открытостью. Секстовый ход, открывающий до-минорную фантазию, в эпоху барокко — в отличие от романтизма, сообщившего ему гораздо большую «общеупотребительность» и нейтральность — был одним из наиболее напряжeнных интонационных решений. Соль-минорная же фантазия (написанная Бахом, как принято считать, на смерть его первой жены Марии-Барбары), представляет собой один из высочайших образцов северогерманской импровизации, выстроенной по всем законам риторики. Цепь горестных восклицаний, подчeркнутых напряжeнными гармониями, перетекает из одной тональности в другую, чередуясь с фактурно контрастным движением, пока, наконец, не достигает кульминации — эпизода, где нисходящие фигуры «положения во гроб» сочетаются в контрапункте с медленным подъeмом «отлетающей души».

Не менее риторичны баховские хоральные прелюдии — к этому жанру композитор обращался в течение всей жизни, как и многие его северные коллеги, стремясь «дополнить» значение текста того или иного хорала соответствующими музыкальными средствами. BWV 618 — один из хоралов, включeнных в «Органную книжечку», — яркий пример подобной детализации: на протяжении всей хоральной обработки в контрапункте с cantus firmus выдерживается одна-единственная фигура, отражающая основную идею хорала — смирение и невинность Агнца Божьего. Акцент на изобразительном начале объединяет многие хоралы этого сборника; более нейтральны в этом плане «Шюблеровские» хоралы, один из которых, BWV 647, также прозвучит в программе.

Исполнитель:

Юлия Глазкова (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Фантазия и фуга соль минор, BWV 542

Хоральная прелюдия O Lamm Gottes unschuldig, BWV 618

Хоральная обработка Wer nur den lieben Gott la?t walten, BWV 647 из цикла «Шюблеровские хоралы»

Фантазия и фуга до минор, BWV 537

Концерт ре минор для органа, BWV 596 (по Антонио Вивальди)

  • Allegro — Fuge
  • Grave e spiccato
  • Allegro

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Концерт «Концерт органной музыки «Bach only»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 21 апреля 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины