Концерт органной музыки «Гимн солнцу»

Концерт «Концерт органной музыки «Гимн солнцу»»

Д. Букстехуде, И.С. Бах, Ф. Мендельсон,

А.Г. Риттер, А. Гильман, Л. Вьерн

Лауреат международных конкурсов Вячеслав Золотовский (орган, Нижний Новгород)

В программе концерта нижегородского органистка Вячеслава Золотовского — сочинения немецких и французских композиторов разных эпох. Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И.С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Концерт откроет Прелюдия ми минор.

Творчество И.С. Баха стало кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех её исторических тенденций. Токкаты Баха отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Бах написал 8 клавирных и 5 органных токкат. Под воздействием Прелюдий и фуг складывается двухчастный цикл — Токката и фуга. Прозвучит грандиозная Токката и фуга фа мажор Баха.

А.Г. Риттер — автор четырёх Сонат для органа, и его, наряду с Ф. Мендельсоном, принято считать создателем этого музыкального жанра. Необыкновенно разнообразные сочинения ярко и непосредственно передают романтический дух эпохи. В отличие от Сонат Мендельсона, произведения Риттера не делятся на части, а представляют собой развёрнутые монолитные пьесы, чаще драматичного характера. Прозвучит Соната № 2 ми минор.

Ф. Мендельсон начал работать над Прелюдиями и фугами в 1833 году в Дюссельдорфе. В 1837 году он предложил для печати фуги, но издательство «Брейткопф и Гертель» потребовало добавить к ним прелюдии, которые композитор сочинил в Шпайере во время свадебного путешествия. Мендельсон посвятил этот цикл своему английскому коллеге — органисту Лондонского кафедрального собора Т. Эттвуду, с которым тесно общался во время своих частых концертных визитов в Лондон. В программе — Прелюдия и фуга соль мажор.

А. Гильман — французский композитор, органист и педагог, один из основателей парижской школы Schola Cantorum. Он сочинял преимущественно для органа. Сонаты Гильмана предвосхитили появление жанра Органной симфонии. Прозвучит Соната № 5 до минор в трёх частях.

Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На сочинение произведений для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. «24 пьесы в фантастическом стиле» были написаны Вьерном в 1926-1927 годах. В заключение концерта будет исполнен «Гимн солнцу» из этого цикла.

Программа концерта:

Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия ми минор, BuxWV 143
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката и фуга фа мажор, BWV 540
Август Готфрид Риттер (1811-1885)
Соната № 2 ми минор, op.19
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Прелюдия и фуга соль мажор, ор.37, № 2
Александр Гильман (1837-1911)
Соната № 5 до минор, op.80:
-Allegro appassionato
-Adagio
-Scherzo
Луи Вьерн (1870-1937)
«Гимн солнцу» из «24 фантастических пьес», op.53 (1926)

Концерт «Концерт органной музыки «Гимн солнцу»» пройдёт в Храм св. Станислава 17 июля 2024 года. Купить билеты уже можно на сайтах ROLLD и МТС Live.

Храм св. Станислава