Концерт органной музыки «Монологи»

Концерт «Концерт органной музыки «Монологи»»

Это прошедший концерт.

Семантика Пепельной среды связана с размышлением человека о собственных грехах и собственной смертности; все хоралы, фигурирующие в этой программе, так или иначе связаны с этой смысловой сферой. Здесь, как правило, речь идёт о непосредственном, прямом и очень личном обращении человека к Богу – зачастую пронизанном драматизмом и отчаянием. Хоралы Ach Herr, mich armen Sunder («Боже, помилуй меня, грешного») и Erbarm dich mein, O Herre Gott («Помилуй меня, Господи») – высказывания, своего рода «монологи», обращeнные к небесам – соседствуют здесь с весьма скорбным хоралом Herzlich tut mich verlangen («Всем сердцем стремлюсь я к блаженному концу»). Брамс дважды обращался к этому хоралу; две его обработки контрастируют, в первую очередь, глубиной отчаяния, бездну которого Брамс пытался осмыслить в своём органном творчестве.

Прелюдия и фуга си минор BWV 544 – типичный цикл для «лейпцигского» Баха и одна из весьма немногих прелюдий и фуг, дошедших до наших дней в автографе; каждое «слово» и каждая «буква» этого сочинения были созданы с полной ответственностью. В основе его драматургии – контраст патетической прелюдии, наполненной острыми восклицательными синкопами, и сдержанной, методично разворачивающейся фуги, своим безусловным главенством полифонии над аффектом напоминающей поздние сочинения Баха – Музыкальное приношение и Искусство фуги.

В XIX веке композиторы начинают включать в свои сочинения собственные темы в «хоральной» канциональной фактуре, создавая романтический образ хорала как символа возвышенного и духовного. Яркий пример такого вымышленного канционала мы встречаем в ля-минорном хорале Сезара Франка (1890). Вместе с тем токкатные фактуры крайних разделов произведения – опосредованное указание на Баха, существенно трансформированный, но всё же узнаваемый «почерк», которым написаны многие баховские прелюдийные формы.

Исполнитель:

Галина Ельшаева (орган)

В программе:

  • Георг Муффат (1653–1704)

Toccata Quarta из сборника Apparatus musico-organisticus (1690)

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707)

Хоральная прелюдия Ach Herr, mich armen Sunder, BuxWV 178

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Фантазия си минор (Fantasia con imitazione),BWV 563

Хоральная прелюдия Herzlich tut mich verlangen, BWV 727

Хоральная прелюдия Erbarm dich mein, o Herre Gott, BWV 721

Прелюдия и фуга си минор, BWV 544

  • Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)

Монолог № 6 (из цикла «12 Монологов», op. 162)

  • Иоганнес Брамс (1833–1897)

Две хоральные прелюдии, op. 122:

№ 9. Herzlich tut mich verlangen

№ 10. Herzlich tut mich verlangen

  • Сезар Франк (1822–1890)

Хорал № 3 ля минор, FWV 40

Концерт «Концерт органной музыки «Монологи»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 14 февраля 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины