Концерт органной музыки «Музыка Германии: Бах и романтики»

Концерт «Концерт органной музыки «Музыка Германии: Бах и романтики»»

15 мая, среда, 19:30

Концерт органной музыки

Музыка Германии: Бах и романтики

И.С. Бах, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, И. Брамс, Ф. Лист

Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)

В программу концерта петербургской органистки Натальи Михайловой включены сочинения немецких композиторов XVIII-XIX веков. Эпоха барокко будет представлена музыкой И.С. Баха, эпоха романтизма — творчеством самых знаменитых композиторов этого времени.

Концерт откроет «Дорийская» Токката и фуга Баха. Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимое с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра. Между Токкатой и фугой прозвучит Хоральная обработка «Отче наш».

И. Брамс соединил в своём творчестве стилевые особенности двух эпох: строгость барочной формы и романтическую эмоциональность. Прелюдия и фуга соль минор — одно из его известных сочинений для органа. Прозвучат две версии хоральной обработки «Стремлюсь я душою к блаженному концу» из цикла «Одиннадцать хоральных обработок», op.122. Хоральная обработка № 9 — своеобразная драматическая кульминация опуса. Здесь сконцентрирован «эффект скорби»: остинатность равномерного движения восьмых звучит как биение последних секунд отведённого человеку времени.

«6 этюдов в канонической форме» были сочинены Р. Шуманом для педального фортепиано - инструмента, оснащенного специальной педальной установкой с комплектом струн. В программе концерта — триминиатюры, исполненные лирики и поэтичности.

Над Сонатами для органа Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать его частое обращение к протестанскому хоралу. Первая часть Сонаты ре минор, которая будет исполнена на концерте, написана в форме хоральных вариаций. В их основе — хорал «Отче наш на небесах».

«Осанна» в христианстве —торжественное молитвенное восклицание («спасите нас» на иврите). В заключение концерта прозвучит «Осанна» Ф. Листа. Сочинение создано в 1862 году на музыкальном материале «Гимна солнцу Франциска Ассизского» для баритона, мужского хора, органа и оркестра.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1

Хоральная прелюдия «Vater unser im Himmelreich» («Отченаш»), BWV 683

Фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538/2

Иоганнес Брамс (1833-1897)

Две хоральные прелюдии из цикла «11 хоральных прелюдий дляоргана», ор.122:

«Herzlich tut mich verlangen» («Всем сердцем стремлюсь я кблаженному концу»), №№ 10, 9

Роберт Шуман (1810-1856)

Три этюда из цикла «Шесть этюдов в форме канона» для органа или педального фортепиано, ор. 56:

1. Nicht zuschnell

2. Mitinnigem Ausdruck

4. Innig

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Соната № 6 ре минор, ор.65:

Choral -Andante sostenuto – Allegro molto

Fuga.Sostenuto e legato

Finale.Andante

Ференц Лист (1811-1886)

«Осанна»

Концерт «Концерт органной музыки «Музыка Германии: Бах и романтики»» пройдёт в Храм св. Станислава 15 мая 2024 года. Купить билеты уже можно на сайтах ROLLD и МТС Live.

Храм св. Станислава