Это прошедший концерт.
Сопоставление профессиональной и народной музыки — своего рода движущая сила этой увлекательной программы: сочинения композиторов разных эпох, чей музыкальный язык менялся в зависимости от исторического периода, чередуются с «неизменной» этникой, которая, даже попадая в переложения, остаeтся равна самой себе.
Барочная музыка Англии (если не брать в расчёт наиболее ранний пласт в лице вeрджиналистов) развивалась в целом менее интенсивно, чем на континенте; два ключевых имени, с которыми связывается её расцвет, — Генри Пeрселл и Георг Фридрих Гендель.
Один из «космополитов» барочной эпохи, Гендель в равной степени считается немецким и английским композитором (при том, что также существует взгляд на его клавирный стиль как сугубо французский). Фрагменты из клавирной сюиты соль минор, которые прозвучат в концерте, обнаруживают те же французские влияния, которые полувеком раньше можно было наблюдать у Пeрселла. Подобным образом Гендель наследовал от Пeрселла характер хорового письма, проявившийся в операх и, в наибольшей степени, в духовных сочинениях, к которым обращались оба композитора.
Романтическая английская музыка — наследие, в значительной степени остающееся в тени других национальных школ, однако едва ли хоть в чeм-то уступающее другим проявлениям романтического дискурса. Особый «северный» колорит, ощущаемый здесь как самобытность и индивидуальность, во многом связан с культурной и географической дистанцией, отделявшей Англию от континентальной Европы. Именно эта дистанция позволяла английской музыке развиваться в независимом замкнутом пространстве, и с этой же дистанции, вместе с тем, лучше виднелись важнейшие черты европейских стилей, достойные заимствования и развития.
Исполнитель:
Кристина Ротаева (орган, вистл)
В программе:
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Сюита № 7 соль минор, HWV 432
Ouverture
Sarabande
Gigue
Passacaille
Генри Пёрселл (1659–1695)
Рондо из сюиты Abdelazer, Z.570
A New Irish Tune («Новая ирландская мелодия»), Z.646
Старинная ирландская мелодия Eanach Dhuin
Чарльз Вильерс Стэнфорд (1852–1924)
Прелюдия № 2 из цикла «6 коротких прелюдий и постлюдий», ор. 101
Rheims из Сонаты для органа № 2 соль минор «Героическая», op. 151
Прелюдия № 6 из цикла «6 прелюдий» ор. 105
Старинная английская баллада «Ярмарка в Скарборо»
Джон Эбенезер Уэст (1863–1929)
Хоральная прелюдия на тему Burford
Старинная ирландская мелодия An Feochan
Алек Роули (1892–1958)
«Северный ветер» из цикла «4 ветра»
Кельтский марш
Старинная ирландская баллада-плач The Foggy Dew («Туманная роса»)
Джеффри О’Коннор Моррис (1886–1964)
Кельтская мелодия
Уильям Уолстенхолм (1865–1931)
Ирландская фантазия
Концерт «Концерт органной музыки «Наследие английских королей и кельтов»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 3 марта 2024 года.