Это прошедший концерт.
Торжественный день Пасхи мы встретим на пороге вселенной французского барочного органа и органной музыки. Простые темы, обезоруживающие своей прямотой; столь же простые, но красочные и терпкие гармонии; многослойная орнаментика, рождающаяся из внутренней логики мелодических линий; эмблематичные регистровки, за счeт своей «стандартизированности» способные сказать очень многое с первых же нот; наконец, ветер inegale в парусах фактуры, одним штрихом своей меры сообщающий аффект — от героической торжественности до утончeнных, едва заметных полутонов погружeнной в себя меланхолии.
O Filii et Filiae — пасхальный католический гимн XV века, к которому — как и к Ave maris stella из той же органной книги Дандриe — обращались многие барочные органисты. Суровая грегорианская архаика, выхватываемая «лучом» французского барочного органа, расцвечивается пышностью фактурных вариаций и насыщенными красками традиционных для оффертория язычковых регистров (grand jeux).
По другую сторону от строгости католического канона — сугубо барочные «бездны» безгранично свободного органного письма. Tierce en taille — тип органной фактуры, в самом названии которого подчeркивается парадоксальное расположение солирующего голоса в середине тесситуры и его тембровая терпкость, высветленная аликвотным регистром. Иной, в неменьшей степени импровизационный, метод изложения мысли мы видим у Куперена в Duretez fantasie — фантазии, напоминающей итальянские токкаты di durezze e ligature.
Единственный из композиторов этой программы, выходящий за рамки собственно Франции, — Георг Муффат, представитель южногерманской школы, как и многие его соотечественники, взявший немало от французского стиля. Его Пассакалия, написанная в характерной рондообразной форме, наполнена драматическими «оперными» гармониями, подчeркнутыми выразительной орнаментикой — исполняемой по-французски с верхней ноты, в диссонанс аккорду. Типичные французские шаблоны, заимствованные Муффатом у его учителя Люлли, сочетаются здесь с непосредственностью восприятия «со стороны» и сугубо немецкими клавирными наработками, на тот момент активно складывавшимися благодаря таким композиторам, как Фробергер и Пахельбель.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (Третья органная книга, 1696)
Луи Куперен (1626–1661)
Duretez fantaisie (Fantaisie des Duretez)
Георг Муффат (1653–1704)
Пассакалия in g из сборника Аpparatus musico-organisticus
Кристоф Муаро (ок. 1690–1772)
Орлеанские колокола
Луи Маршан
Tierce en taille
Жан-Франсуа Дандриё (1682–1738)
7 пьес из Первой книги пьес для органа (Париж, 1739):
Plein Jeu
Fugue. Hymne Ave Maris stella
Duo
Basse de Trompete
Flutes
Dialogue
Offertoire pour le jour de Paques. O Filii et Filiae
Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Les Sauvages
Клод-Бенин Бальбатр (1727–1799)
Три пьесы из Версальского манускрипта:
Duo
Trio
Grand Jeu
Концерт «Концерт органной музыки «Пасха. Pour le jour de Paques»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 31 марта 2024 года.