Концерт органной музыки «Пасха. Pour le jour de Paques»

Концерт «Концерт органной музыки «Пасха. Pour le jour de Paques»»

Это прошедший концерт.

Торжественный день Пасхи мы встретим на пороге вселенной французского барочного органа и органной музыки. Простые темы, обезоруживающие своей прямотой; столь же простые, но красочные и терпкие гармонии; многослойная орнаментика, рождающаяся из внутренней логики мелодических линий; эмблематичные регистровки, за счeт своей «стандартизированности» способные сказать очень многое с первых же нот; наконец, ветер inegale в парусах фактуры, одним штрихом своей меры сообщающий аффект — от героической торжественности до утончeнных, едва заметных полутонов погружeнной в себя меланхолии.

O Filii et Filiae — пасхальный католический гимн XV века, к которому — как и к Ave maris stella из той же органной книги Дандриe — обращались многие барочные органисты. Суровая грегорианская архаика, выхватываемая «лучом» французского барочного органа, расцвечивается пышностью фактурных вариаций и насыщенными красками традиционных для оффертория язычковых регистров (grand jeux).

По другую сторону от строгости католического канона — сугубо барочные «бездны» безгранично свободного органного письма. Tierce en taille — тип органной фактуры, в самом названии которого подчeркивается парадоксальное расположение солирующего голоса в середине тесситуры и его тембровая терпкость, высветленная аликвотным регистром. Иной, в неменьшей степени импровизационный, метод изложения мысли мы видим у Куперена в Duretez fantasie — фантазии, напоминающей итальянские токкаты di durezze e ligature.

Единственный из композиторов этой программы, выходящий за рамки собственно Франции, — Георг Муффат, представитель южногерманской школы, как и многие его соотечественники, взявший немало от французского стиля. Его Пассакалия, написанная в характерной рондообразной форме, наполнена драматическими «оперными» гармониями, подчeркнутыми выразительной орнаментикой — исполняемой по-французски с верхней ноты, в диссонанс аккорду. Типичные французские шаблоны, заимствованные Муффатом у его учителя Люлли, сочетаются здесь с непосредственностью восприятия «со стороны» и сугубо немецкими клавирными наработками, на тот момент активно складывавшимися благодаря таким композиторам, как Фробергер и Пахельбель.

Исполнитель:

Андрей Коломийцев (орган)

В программе:

Луи Маршан (1669–1732)

Большой диалог in C (Третья органная книга, 1696)

Луи Куперен (1626–1661)

Duretez fantaisie (Fantaisie des Duretez)

Георг Муффат (1653–1704)

Пассакалия in g из сборника Аpparatus musico-organisticus

Кристоф Муаро (ок. 1690–1772)

Орлеанские колокола

Луи Маршан

Tierce en taille

Жан-Франсуа Дандриё (1682–1738)

7 пьес из Первой книги пьес для органа (Париж, 1739):

Plein Jeu

Fugue. Hymne Ave Maris stella

Duo

Basse de Trompete

Flutes

Dialogue

Offertoire pour le jour de Paques. O Filii et Filiae

Жан-Филипп Рамо (1683–1764)

Les Sauvages

Клод-Бенин Бальбатр (1727–1799)

Три пьесы из Версальского манускрипта:

Duo

Trio

Grand Jeu

Концерт «Концерт органной музыки «Пасха. Pour le jour de Paques»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 31 марта 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины