Концерт органной музыки «Прикосновение к бесконечному»

Концерт «Концерт органной музыки «Прикосновение к бесконечному»»

Это прошедший концерт.

Практически во все времена своего существования орган сохранял коннотацию инструмента, обращённого к трансцендентному — в зависимости от той или иной парадигмы, в виде персонифицированного Бога или же абстрактной философской концепции вечного и бесконечного. Возможность органа «выйти за пределы» земного измерения в разные исторические периоды связывалась с разными его свойствами — так, в добарочную эпоху он считался одним из «совершенных инструментов» (имеющих доступ к реализации полноценной гармонии); впоследствии ключевую роль сыграла исключительная мощь звучания инструмента вкупе со столь же исключительным богатством его ресурсов.

Каждый из трех исторических периодов, охваченных этой программой, принципиально противоположен двум другим. При условном «сходстве» Баха и Моцарта как носителей «гармоничного», «классического» (по сравнению с диссонантным XX веком) музыкального языка, между ними лежит пропасть — не только в отношении общих принципов мышления и построения музыкальной формы, но и в плане органного письма. Насколько единым целым со своим инструментом был Бах, настолько же далeк от органа был Моцарт — при всей его любви к полифонии и приверженности старинным жанрам, в которых он видел образец высокого искусства. То самое «прикосновение к бесконечному», бывшее важной частью внутреннего мира композитора, реализовывалось иными средствами, произрастающими из музыкального языка классицизма: строгостью и проникновенностью мелодики, драматическим освещением формообразующих моментов, решительным отказом от «развлекательности» там, где слушатель мог её ожидать.

XX век, заставивший общество переосмыслить экзистенциальные вопросы, так или иначе отразил этот процесс в культуре. Органная музыка этого времени сочетает остроту новых стилистических явлений с фундаментальными содержательными архетипами. Арво Пярт, Дмитрий Шостакович и Христофор Кушнарёв в той или иной степени внесли свой вклад в разные грани этой новой традиции.

Исполнитель:

Егор Колесов (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Токката и фуга ре минор «дорийская», BWV 538

Хоральная фантазия Schmucke dich, o liebe Seele, BWV 654

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)

Allegro для клавира соль минор, KV 312

Ave verum corpus, KV 618 (переложение для органа Ференца Листа)

Адажио и фуга до минор, KV 546 (переложение для органа соло Жана Гийю)

Арво Пярт (род. 1935)

Pari intervallo

Дмитрий Шостакович (1906–1975)

Вальс (из кинофильма «Первый эшелон»)

Христофор Кушнарев (1890–1960)

Пассакалия и фуга фа-диез минор

Концерт «Концерт органной музыки «Прикосновение к бесконечному»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 6 марта 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины