Это прошедший концерт.
Богатая многослойная орнаментика и изящные изобразительные элементы, драматическая мощь высказывания и сжатая внутренняя сила риторических фигур – всё это наследие барочного стиля мы без труда обнаружим в сегодняшней программе.
Взглянув на пышно орнаментированную мелодию хорала Vater unser im Himmelreich, мы сможем воочию увидеть сумму всех достижений французских органистов и клавиристов, мысливших орнаментику как естественное продолжение мелодической линии и создавших многочисленные таблицы украшений. Слушая концерты Вивальди и Вальтера, мы можем составить представление об итальянском стиле баховского времени с его господством струнной, оркестровой музыки, светского дискурса и жизнеутверждающего тона.
Универсальный тематизм Баха, позволявший ему поручать один и тот же музыкальный материал совершенно разным инструментам, – феномен, также характерный для барокко с его устойчивыми принципами построения музыкального высказывания. Знаменитая Ария из BWV 1068, в оригинале порученная солирующей скрипке с её мягким, певучим тембром, в то же время далека от идеи «мелодии широкого дыхания»: её структурированная, риторичная линия насыщена множеством мотивов, напоминающих внимательному слушателю типичные фигуры из барочной орнаментики.
Переложение ряда баховских тем, принадлежащее Видору, больше сообщает нам не столько о предмете этого посвящения, сколько о том, каким представляли себе Баха за пределами его родины на рубеже XIX–XX веков. Здесь мы можем увидеть Баха глазами композиторов позднеромантической эпохи, когда представления о структуре его музыкального языка практически полностью подчинялись концепциям романтического исполнительства: органная транскрипция, насыщенная разнообразными включениями, делает акцент на «неотмирном», легендаризированном образе композитора в глазах восторженных потомков.
Исполнитель:
Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)
В программе:
Wir setzen uns mit Tranen nieder… Финальный хор из оратории «Страсти по Матфею», BWV 244 (в транскрипции для органа Шарля-Mари Видора)
Концерт си минор, LV 133 (по Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Хоральные прелюдии:
Christ, unser Herr, zum Jordan kam, BWV 684
Wir glauben all’ an einen Gott, BWV 680
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, IGB 24
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Концерт фа минор L'inverno («Зима»), RV 297 из цикла «Времена года»
Allegro non molto
Largo
Allegro
Концерт «Концерт органной музыки «Шедевры барочного органа»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 21 февраля 2024 года.