Это прошедший концерт.
Творчество Дитриха Букстехуде можно назвать вершиной северонемецкого органного стиля примерно с той же точки зрения, что и Баха – вершиной органного барокко. По сути, его творчество представляет собой итог полуторавекового развития северной школы; в его творчестве можно проследить стилистические черты нескольких поколений его предшественников. Именно ему удалось облечь вольный северный дух в наиболее яркие формы, своей яркостью превосходившие всё, что было раньше, и как нельзя более подходящие его содержанию. Рельефные темы фугированных разделов, основанные на выразительных повторах или острой крестообразной интервалике, и причудливые гармонические «нелогичности» в свободных эпизодах сочетаются с поистине царственным разнообразием форм, каждая из которых по-новому воплощала риторические принципы расположения разделов.
Всё это составляло фантастический стиль в наиболее узком смысле (более широкое значение этого слова связывается с более общими принципами барочного письма, восходящими к prattica seconda) – стиль, которым восхищался молодой Бах, ощущая в нём импульс для дальнейшего развития органной музыки.
Баховские сочинения в этой программе можно услышать как своеобразный диалог с мэтром, в котором Бах выстраивает собственную индивидуальность, балансируя между разными гранями стиля. Токката и фуга BWV 565 в оригинале предназначалась для скрипки (в пользу этого предположения говорят очевидные «смычковые» фигуры, встречающиеся в токкате, и нетипичные для органа простые фактурные решения) и впоследствии была переложена для органа. Авторство Баха при этом также спорно; по сути, в этом «самом баховском» и «самом органном» произведении отсутствуют черты собственно баховского стиля, как и органного письма в целом.
Исполнитель:
Лилия Кузнецова (орган)
В программе:
Прелюдия in E, BuxWV 141
Пассакалия in d, BuxWV 161
Фантазия соль мажор, BWV 572
Прелюдия соль минор, BuxWV 148
Две канцонетты:
соль мажор, BuxWV 171
ре минор, BuxWV 168
Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539
Хоральная обработка Nun lob, mein’ Seel’, den Herren, BuxWV 212
Прелюдия in fis, BuxWV 146
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Концерт «Концерт органной музыки «Stylus fantasticus»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 25 февраля 2024 года.