Концерт органной музыки «Тихая ночь, дивная ночь»

Концерт «Концерт органной музыки «Тихая ночь, дивная ночь»»

Это прошедший концерт.

Как и во многих других программах, в заключительном концерте рождественского фестиваля встречаются разные эпохи и стили: здесь прозвучит и барочная, и романтическая музыка, и сочинения, напрямую связанные с образами Рождества, и те, которые, не будучи привязаны к литургической традиции, подходят к этой теме по своему эмоциональному наполнению.

Пастораль – жанр, изначально связанный именно с тематикой Рождества и восходящий к образу пастухов, идущих поклониться младенцу Христу. Рождественская пастораль Густава Адольфа Меркеля является одним из самых известных органных произведений в этом жанре: музыкальный язык романтической эпохи с его мелодической напевностью позволил композитору создать настоящую «рождественскую сказку».

Каждая из шести органных сонат Феликса Мендельсона отличается неповторимой, романтически индивидуальной формой. Структура сонаты си-бемоль мажор является наиболее «классической» из них: её четырeхчастная форма с оживлeнными и насыщенными крайними частями, спокойным движением Andante и скерцозным Allegretto близка к идее сонатно-симфонического цикла. Музыкальный язык этого сочинения, как и всегда у Мендельсона сочетающий барочные и романтические черты, в данном случае «перевешивает» в сторону романтизма: средние части сонаты очевидно напоминают своего рода «песни без слов»; финал сонаты, представляющий собой «обрамлeнную фугу», также скорее обращeн в будущее, к романтической органной полифонии XIX века.

Токката Шарля-Мари Видора – одно из ультрапопулярных органных сочинений, «бьющее рекорды» по частоте исполнения – является финалом красочной и эффектной симфонии (опус), в определённом смысле – кульминацией всего этого пятичастного цикла. Построенная, как и многие романтические органные токкаты, на непрерывных фигурациях в мануалах, она создаёт то неповторимое ощущение «льющегося света», которое, возможно, не создали ни Эжен Жигу, ни Леон Боэльман, ни Теодор Дюбуа; их аналогичные формы, при всей захватывающей увлекательности, уступают Видору в объeме, масштабе и почти физическом «размахе» – его фактурные экстремумы идут вровень с колоссальным эмоциональным подъeмом сочинения.

Исполнитель:

Светлана Фурник (орган)

В программе:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Концерт до мажор, BWV 595 (транскрипция скрипичного концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)

  • Густав Адольф Меркель (1827–1885)

Рождественская пастораль, ор. 56

Иоганн Себастьян Бах

Хоральные прелюдии:

Nun komm der Heiden Heiland, BWV 599

Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 604

Vom Himmel hoch, da komm ich her, BWV 700

  • Александр Гильман (1837–1911)

Вариации на ноэль Nuit sombre, ton ombre, op. 60

  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)

Соната №4 си-бемоль мажор, ор. 65/4

  • Сергей Рахманинов (1873–1943)

Вокализ, ор.34, no.14 (транскрипция для органа Жана-Поля Имбера)

  • Шарль Мари Видор (1844–1937)

Токката из Симфонии № 5 фа минор, op.42, № 1

  • Франц Ксавьер Грубер (1787–1863)

Stille Nacht, heilige Nacht, H.145 (транскрипция для органа Генри Джила)

Концерт «Концерт органной музыки «Тихая ночь, дивная ночь»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 7 января 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины