Концерт «Песни странствующего подмастерья. Голос и орган. Регер, Лист, Брамс, Малер, Шуберт»

Концерт «Концерт «Песни странствующего подмастерья. Голос и орган. Регер, Лист, Брамс, Малер, Шуберт»»

Это прошедший концерт.

Песни странствующего подмастерья — голос и орган. Романтический вечер в обществе замечательных молодых московских музыкантов, лауреатов престижных музыкальных конкурсов Антона Варенцова (баритон) и органиста Ивана Царева.

Название концерту дал знаменитый цикл Густава Малера, написанный на собственный текст, в первой редакции для голоса и фортепиано, а во второй — в оркестровом сопровождении. Песни странствующего подмастерья — пожалуй, самое романтическое сочинение Малера, вызывающее прямые ассоциации с гениальными вокальными циклами основоположника жанра романтической немецкой lied Франца Шуберта, в числе которых «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», схожие своей драматургией: отвергнутый своей возлюбленной юный подмастерье отправляется странствовать по свету, а малеровский текст напоминает стихи Вильгельма Мюллера, положенные на музыку Шубертом. «Странствующий подмастерье, настигнутый злой судьбой, выходит в широкий мир и бредет, куда глаза глядят» — пишет Малер про своего героя. Мир человека, глубоко переживающего личную драму, и в то же время, находящегося в дивных мечтах, — все это вы услышит в шедеврах Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Макса Регера, Хуго Вольфа, Густава Малера, Йозефа Райнбергера, Рихарда Штрауса и, конечно же, Франца Шуберта.

Сольный орган представлен Интродукцией и пассакалией Макса Регара, чья жизнь прошла между двух столетий. Точно чувствуя границу прошлого и настоящего, он призывал современников к соблюдению чувства меры в искусстве. Автор более 200 сочинений для органа, Регер глубоко чтил баховскую традицию, продолжая её в своем творчестве. Интродукция и пассакалия ре минор, написанная юным Регером, уже демонстрирует глубину мышления и стилистику композитора в сравнительно небольшом опусе.

Лирическое «Обручение» Листа по картине Рафаэля из легендарного фортепианного цикла «Годы странствий», прозвучит в органной транскрипции автора.
Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и его обращение к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы. В концерте представлены оба жанра органного творчества композитора.

Творческое наследие Йозефа Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Умышленно оставаясь в стороне от дерзких новаций, он был верен самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал непревзойдённые по своей мелодичности шедевры.

Разделите искренние, достигающие своего апогея чувства, отражённые в музыке немецкого романтизма, с прекрасным дуэтом харизматичных и талантливых московских музыкантов в программе «Песни странствующего подмастерья»!

Программа:
Макс Регер (1873-1916) Интродукция и пассакалия ре минор
Две духовные песни ор. 105:
№ 1. Ich sehe dich in tausend Bildern, Maria (В тысяче образов вижу я тебя, Мария)
№ 2. Meine Seele ist still zu Gott (Моя душа глуха к Богу)
Ференц Лист (1811-1886) Обручение из цикла «Годы странствий» (авторская транскрипция для органа)
Хуго Вольф (1860-1903) Verborgenheit (Одиноческтв«), транскрипция для голоса и органа Ивана Царева
Йоганнес Брамс (1833-1897) Две хоральные прелюдии из цикла
«11 хоральных прелюдия для органа» ор. 122:
№ 10. Herzlich tut mich verlangen (Всем сердцем жажду я блаженного конца)
№ 3. O Welt, ich muss dich lassen (О мир, я должен тебя покинуть)
Густав Малер (1860-1911) Из вокального цикла «Песни странствующего подмастерья»:
№ 1. Wenn mein Schatz Hochzeit macht (Когда мое сокровище справляет свадьбу) Транскрипция для голоса и органа Ивана Царева
Йоганнес Брамс (1833-1897) Прелюдия и фуга ля минор WoO 9
Франц Шуберт (1797-1828) Две песни из вокального цикла «Лебединая песнь»:
№ 13 Der Doppelgänger (Двойник) на стихи Гейне
№ 5 Aufenthalt (Приют) на стихи Рельштаба. Транскрипция для голоса и органа Ивана Царева
Франц Шуберт (1797-1828) Фуга ми минор ор. 154 / D. 952
Schwanengesang (Лебединая песнь) D.744 на стихи Зенна.
Ständchen (Серенада) из вокального цикла «Лебединая песнь». Транскрипция для голоса и органа Ивана Царева
Йозеф Райнбергер (1839-1901) Интермеццо из сонаты для органа № 4 ор. 98
Рихард Штраус (1864-1949) Две песни из вокального цикла «8 стихотворений из
„Последних листков“ Германа фон Гильма» op. 10:
№ 3. Die Nacht (Ночь)
№ 1. Zueignung (Посвящение) Транскрипция для голоса и органа Ивана Царева

Исполнитель:
Лауреаты Всероссийского и международных конкурсов
Антон Варенцов, баритон
Иван Царев, орган

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.

Продолжительность концерта — 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.

Концерт «Концерт «Песни странствующего подмастерья. Голос и орган. Регер, Лист, Брамс, Малер, Шуберт»» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 17 июля 2021 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери