Концерт «Пушкин 225. Даргомыжский «Русалка»

Концерт «Концерт «Пушкин 225. Даргомыжский «Русалка»»

Это прошедший концерт.

15 июня. «Пушкину посвящается»

Даргомыжский

«Русалка», опера в концертном исполнении (версия Владислава Чернушенко)

  • Наташа — Ольга Осипченкова
  • Князь — Олег Трофимов
  • Мельник — Олег Палкин
  • Княгиня — Дарья Лейбова
  • Ольга — Виктория Кузнецова
  • Сват — Вадим Тараканов
  • Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
  • Дирижер — Владислав Чернушенко

Замысел оперы на сюжет неоконченной драмы Пушкина «Русалка» возник у Александра Сергеевича Даргомыжского в конце 1840-х годов. К 1848 году относятся первые музыкальные наброски. Весной 1855 года опера была закончена. Даргомыжский очень бережно отнесся к пушкинскому тексту, оставив большую его часть неприкосновенной. Композитором была дописана заключительная сцена гибели Князя.

Премьера оперы состоялась 4 (16) мая 1856 года на сцене Мариинского театра. Поставлена «Русалка» была небрежно, с большими купюрами, в сборных декорациях, а костюмы и бутафория были взяты из другого спектакля. После 11 представлений, в 1857 году опера была снята с репертуара. Отношение к «Русалке» было двойственным, но передовая музыкальная критика в лице Александра Серова и Цезаря Кюи с восторгом отнеслась к произведению.

«Как же не приветствовать радостно большой четырехактной оперы, написанной на бесподобный поэтический текст Пушкина, написанной в самостоятельном характере русской оперной школы, то есть, такой, которой основание положено в двух операх М.И. Глинки!», — писал выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов. «...Сюжет «Русалки», по моему мнению, еще счастливее для оперы, нежели сюжет «Руслана и Людмилы». Там — волшебная сказка, которую довольно трудно уложить в рамки сценической пьесы. Здесь — глубокая сердечная драма между четырьмя лицами с дивным вмешательством мира фантастического... Если мы захотим сравнить «Русалку» с теми большими операми, которые в последнее время впервые появились на петербургской оперной сцене, то сравнение уже будет чересчур невыгодно для тех опер. «Русалка», поставленная наряду с ними, будет настолько отличаться, как отличается мастерское произведение художника перед слабыми попытками учеников».

Подлинное признание пришло к «Русалке» лишь после ее возобновления в Мариинском театре в 1865 году. В XIX и XX вв. опера успешно ставилась не только в нашей стране, но и за рубежом: в Лондоне, Берлине, Париже, Праге, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Копенгагене, Хельсинки, Монте-Карло и др. Замечательными исполнителями партии Мельника в разное время были Осип Петров и Федор Шаляпин, а партии Князя — Леонид Собинов и Иван Козловский.

До 1990-х годов «Русалка» шла во многих театрах Советского Союза, но позднее «выпала» из репертуара. К сожалению, эта одна из лучших русских опер сегодня исполняется лишь в трёх-четырёх городах России.

Концерт «Концерт «Пушкин 225. Даргомыжский «Русалка»» прошёл в Капелле Санкт-Петербурга 15 июня 2024 года.

Капелла Санкт-Петербурга