Концерт старинной музыки «Неаполь–Петербург»

Концерт «Концерт старинной музыки «Неаполь–Петербург»»

Это прошедший концерт.

Большинство композиторов, чья музыка прозвучит в этой программе, объединяет схожий биографический поворот: будучи родом из Италии и прожив значительную часть жизни в Неаполе – одной из крупнейших оперных столиц, – они были приглашены к российскому императорскому двору и внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки – как оперной, так и инструментальной. Так, Бальдассаре Галуппи занимал соответствующую должность при императрице Екатерине II с 1765 по 1768 г., затем на этом посту его сменил Томмазо Траэтта (1769–1775), а в 1776 г. – Джованни Паизиелло. Франческо Арайя считается одним из первых композиторов в ряду "русских итальянцев": он впервые посетил Санкт-Петербург в 1735 г. и остался в истории как автор первой оперы, написанной на русский текст.Неаполитанская школа – один из весьма примечательных этапов в развитии оперного жанра. На рубеже XVII–XVIII веков именно здесь происходит первый отход от изначального ориентира на первенство драматургии и вербальной составляющей: на первый план выступают сугубо мелодические достоинства вокальных партий, рассчитанных на виртуозное исполнение, призванных очаровать и поразить слушателя – не только и не столько яркостью эмоций или неординарностью сюжета, но, в первую очередь, самодостаточной красотой оперного голоса – будущего belcanto. В это же время появляются такие устойчивые формы, как итальянский тип увертюры и ария da capo, зачастую ассоциирующиеся с барочной театральной музыкой как таковой.В итальянской инструментальной музыке этого времени также происходят существенные изменения по сравнению со стилистическими акцентами предшествующих десятилетий: кристаллизуется форма (на разных уровнях – от мелких структур до драматургии циклов), "типизируются" аффекты и воплощающие их выразительные средства, в инструментальное письмо постепенно проникает специфическая вокальная мелодика. Ключевым составом для многих итальянских композиторов этого времени становится ансамбль на основе смычковых инструментов скрипичного семейства – своего рода "национальный символ" итальянского оркестрового письма.Исполнители:Ансамбль старинной музыки «Солисты Екатерины Великой»:Вера Чеканова (сопрано)Андрей Пенюгин (барочная скрипка)Юлия Гайколова (барочная скрипка)Марина Куперман (барочный альт)Варвара Касторская (барочная виолончель)Ирина Шнеерова (клавесин)

Концерт «Концерт старинной музыки «Неаполь–Петербург»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 6 апреля 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины