Концерт старинной музыки «Николаус Брунс. Две ипостаси»

Концерт «Концерт старинной музыки «Николаус Брунс. Две ипостаси»»

Это прошедший концерт.

Имя Николауса Брунса — имя-эмблема и имя-энигма: биография композитора, овеянная легендами, привлекает внимание его поистине исключительным признанием при жизни и ранней смертью при загадочных обстоятельствах.

Будучи в первую очередь импровизатором, Брунс не стремился ни к изданию, ни даже к простой фиксации своих сочинений; до наших дней дошли считанные произведения для органа, записанные в виде табулатуры.

«Большая» прелюдия in e (называемая так по контрасту с «малой» в той же тональности) представляет собой своеобразную квинтэссенцию stylus fantasticus: здесь Брунс явственно опирается на идеи Букстехуде, в то же время «гипертрофируя» их, приводя к неведомому прежде абсолюту. Сбалансированная (хотя и весьма причудливая) свободная форма Букстехуде преломляется у Брунса в стремительно сменяющийся калейдоскоп разных типов движения, а две традиционные для северонемецкой прелюдии фуги обогащаются особенной яркостью риторики. Так, первая фуга построена на сочетании хроматической темы и типичной «фигуры повторения» в удержанном противосложении, вторая насыщена характерными для Брунса кадансирующими фигурами, «рубящими» плавное течение формы и создающими постоянный импульс к следующему витку развития. Своеобразным центром всего сочинения становится эпизод, озаглавленный как imitatio violistica: в этом обозначении можно узнать как старонемецкие риторические фигуры, изображающие на органе звучание других инструментов, так и собственную практику Брунса — одновременную игру на скрипке и на органной педали.

Кантаты Брунса, дошедшие до нас в значительно большем количестве, чем его органные сочинения, звучат не в пример реже. Возможность услышать некоторые из них в живом исполнении значительно обогатит представление современного слушателя о собственном стиле и музыкальном мышлении композитора: иная грань его творчества с новых сторон раскрывает те же узнаваемые черты.

Исполнители:

«Маленький Ансамбль»:

Ирина Багина (сопрано)

Анастасия Шуманова (меццо-сопрано)

Александр Сомов (тенор)

Алексей Светов (баритон)

Ансамбль старинной музыки Владимира Шуляковского:

Фёдор Шуляковский (блокфлейта)

Светлана Емельянова (флейта-траверсо)

Владимир Шуляковский (барочная скрипка)

Алексей Тищенко (барочная скрипка)

Александр Горбунов (барочный альт)

Алексей Иванов (виола да гамба, виолон)

Ирина Дуброва (виола да гамба)

Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)

Андрей Коломийцев (орган)

В программе:

Николаус Брунс (1665–1697)

Кантата Ich liege und schlafe

Кантата Hemmt eure Tranenfluth

Прелюдия in e («большая»)

Хоральная фантазия Nun komm der Heiden Heiland

Концерт «Концерт старинной музыки «Николаус Брунс. Две ипостаси»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 20 апреля 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины