Это прошедший концерт.
Шесть Французских сюит, шесть Английских сюит и шесть партит – фундаментальная основа клавирного наследия Баха. Названия этих сборников, по традиции организованных по шесть сочинений, весьма условны: если Французские сюиты получили название благодаря явным стилистическим коннотациям, то Английские, как принято считать, были названы так по национальности их заказчика; при этом в обоих случаях названия не были авторскими. Словом «партита», косвенно апеллирующим к итальянскому стилю, Бах, очевидно, хотел отметить особенную сложность и масштаб: именно шесть партит открывают его знаменитый Clavierubung – вершину мастерства, в которой Бах собрал наиболее совершенные, с его точки зрения, сочинения.
К началу XVIII века клавирная сюита «застывает» в той форме, которую ей успели придать французские и впоследствии немецкие композиторы. Конспективное письмо сменяется фиксированным текстом, лаконичность высказывания – развeрнутым воплощением мысли, на место спонтанной импровизации постепенно приходит тезаурус готовых решений, по-разному комбинируемых и получающих соответствующее развитие. Среди непосредственных предшественников Баха на этой стезе – Иоганн Пахельбель, Георг Бeм, Иоганн Каспар Фердинанд Фишер.
Отталкиваясь от имеющихся прототипов, Бах создаёт поистине монументальные формы, близкие к образцам его полифонического наследия, – продолжительные и протяжeнные (длительность звучания некоторых партит достигает получаса), включающие в себя большое количество частей – в том числе выписанные дубли – и сквозное развитие общей идеи. От непосредственной танцевальной стихии, достаточно чeтко ощущаемой в более ранней музыки, остаются лишь отдельные жанровые черты, символически сообщающие тип и характер движения. Последовательность частей здесь достаточно строго регламентирована, при этом многие из баховских сюит «оснащены» масштабной вставкой в виде так называемых «дополнительных» танцев, расположенных ближе к концу цикла.
Исполнители:
Николай Ковалевич («пирамидальная лютня»)
Сергей Силаевский (клавесин)
В программе:
Французская сюита № 5 соль мажор, BWV 816
Allemande
Courante
Sarabande
Gavotte
Bourree
Loure
Gigue
Английская сюита № 3 соль минор, BWV 808
Prelude
Allemande
Courante
Sarabande
Gavotte I
Gavotte II ou Musette
Gigue
Партита ля минор, BWV 1013
Allemande
Corrente
Sarabande
Bourree anglaise
Оркестровая сюита си минор, BWV 1067
Ouverture
Rondeau
Sarabande
Bourrees I & II
Polonaise & Double
Menuett
Badinerie
Концерт «Концерт старинной музыки «По страницам Баха»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 3 февраля 2024 года.