Это прошедший концерт.
Виола да гамба — один из любимейших во Франции барочных инструментов — прозвучит в этом концерте «с точки зрения» каждого из трёх её героев: в сонате И. С. Баха — как своеобразное исключение из его творчества, обращение к одному из наименее характерных для Баха инструментов; в сюите Франсуа Куперена, отдавшего дань гамбе наравне с другими инструментами; и в сонате Марена Маре, для которого гамба была поистине центром музыкальной Вселенной. Мягкое и тeплое звучание, предполагающее игру в камерном пространстве, особенная интонационная чуткость, гибкое владение динамическими градациями и способность выстраивать мельчайшие фразы и мотивы с исключительной пластичностью — все эти свойства гамбы превращали её в поистине гипнотический инструмент с бесконечными возможностями «вслушивания в тишину». «Человеческие голоса» Маре — одно из наиболее знаковых гамбовых сочинений, красноречиво раскрывающее интонационные возможности этого инструмента.
Lecons de Tenebres, или чтения во тьме — уникальный жанр французской литургической музыки, связанный со Страстной неделей. «Тьма» здесь — не что иное, как указание на ночное время богослужения. Подобному жанру отдали дань многие современники Куперена — Мишель Корретт, Мишель де Лаланд, Марк-Антуан Шарпантье. Вопреки общепринятому представлению о музыкальной трактовке событий Страстной недели в ключе повышенного драматизма, гиперреалистичности и крайнего эмоционального накала (представлению, во многом основанному на немецком опыте литургической музыки от Шютца до Баха), «Чтения во тьме» лишены какой-либо очевидно считываемой «пассионности»: их музыка не столько иллюстрирует драматический текст, сколько создаёт для него необходимый континуум изложения.
Исполнители:
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Соната № 1 соль мажор для виолы да гамба и органа, BWV 1027
I. Adagio
II. Allegro ma non tanto
Французская увертюра си минор для клавира, BWV 831
Ouverture
Courante
Gavotte I
Gavotte II
Passepied I
Passepied II
Sarabande
Bourree I
Bourree II
Gigue
Echo
Франсуа Куперен (1668–1733)
Сюита № 1 ми минор для виолы да гамба и basso continuo
I. Prelude
V. Gavote
VI. Gigue
Марен Маре (1656–1728)
Sonata a la Maresienne для скрипки, виолы да гамба и клавесина (из сборника La Gamme et Autres Morceaux de Symphonie)
Les Voix Humaines («Человеческие голоса») для виолы да гамба (из сборника Pieces de viole, Livre II)
Франсуа Куперен
Lecons de tenebres («Чтения во тьме») для голоса, виолы да гамба и органа
№ 1. Pour le Mercredy (Круг чтений в Страстную Среду)
Концерт «Концерт старинной музыки «Во французском стиле»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 2 марта 2024 года.