Концерт старинной музыки «Звук тишины»

Концерт «Концерт старинной музыки «Звук тишины»»

Это прошедший концерт.

Сочельник – время затишья перед великим праздником Рождества, время трепетного ожидания первой звезды и дум о сокровенном. Музыка этого вечера погружена в себя: вместе с исполнителями, выбравшими для этой программы самые созерцательные страницы барочной музыки, мы будем слушать тишину, открывая все те переживания и мысли, которые различимы только в ней.Лютня – инструмент, не просто родственный клавесину по праву их общей струнно-щипковой природы, но непосредственно подготовивший почву для его расцвета. Теорба, оснащëнная дополнительными басовыми струнами, открывала для лютневой музыки не только более широкий диапазон, но и ни с чем не сравнимые грани резонанса. Именно благодаря ей во французской музыке появляется стиль brisé, основанный на ломаных фактурах, раскладываемых аккордах, плавно перетекающих друг в друга сквозь мелодические связки – всё то, что вот-вот станет "фирменным знаком" клавесина и присущего ему языка. Робер де Визе – один из тех композиторов, от которых протягивается нить к великим клавесинистам XVII века – Луи Куперену и д'Англеберу. Их сочинения, написанные в аналогичной манере, в той же степени опираются на резонансные свойства инструмента.Итальянская лютневая музыка барокко вмещает в себя необъятный ренессансный бэкграунд. Эпоха Возрождения, создавшая великое разнообразие полифонических жанров, обращалась к этому многоголосному инструменту в поисках возможностей для исполнения сложной контрапунктической фактуры. На эту "интеллектуальную" ипостась лютни накладывалось её гармоническое совершенство, с наступлением эпохи барокко в полной мере раскрывшееся в сфере континуо. Сольная музыка этого времени отличается вниманием к этой стороне лютневого письма: прелюдии и токкаты таких композиторов, как Джироламо Капсбергер, зачастую основаны на "сонорном" восприятии лютни.Звук органа, способный длиться в буквальном смысле бесконечно, открывает ещё одну сторону тишины. Duretez fantaisie, принадлежащая перу того же Луи Куперена, напоминает нам о знаменитых фантазиях ранних итальянских мастеров, написанных в манере "di durezze e ligature" – такого рода письмо предполагало свободное развëртывание музыкальной ткани вне каких-либо метрических рамок, с плавными перетеканиями задержаний в разрешения.Исполнители:Ася Гречищева (теорба, г. Москва),Андрей Коломийцев (орган, клавесин)

Концерт «Концерт старинной музыки «Звук тишины»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 6 января 2023 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины