Манускрипт Сусанны ван Сольд и вариации на тему молодости: флейта и орган

Концерт «Манускрипт Сусанны ван Сольд и вариации на тему молодости: флейта и орган»

Это прошедший концерт.

Манускрипт Сусанны ван Сольд и вариации на тему молодости. Название концерта уже приоткрывает его драматургию. Волшебное сочетание флейты и органа соло. Необъятный спектр жанров–стилей–эпох: от загадочного манускрипта XVI столетия до мастеров французского симфонического органа. В концерте петербургских музыкантов Натальи Шульц и Галины Ельшаевой прозвучат сочинения Свелинка и Лойе, Франка и Вьерна. «Мои молодые годы подходят к концу» — знаменитые вариации Яна Питерзсона Свелинка, последнего великого представителя золотого века фламандской и нидерландской хоровых культур, основоположника клавирного стиля северного барокко. Жан Батист Лойе — выдающийся бельгийский композитор, флейтист и клавесинист, владевший и другими музыкальными инструментами. Он был одним из первых композиторов, писавших специально для флейты. Благодаря его деятельности, флейта приобрела большую популярность в Англии. Обучением игре на флейте и клавесине Лойе сделал огромное по тем временам состояние! Как клавесинист-виртуоз он написал несколько тетрадей уроков для клавесина. Давая еженедельные концерты в своём доме, он знакомил лондонцев не только со своими сочинениями, но и с новинками французских придворных композиторов.
С появлением инструмента нового типа, симфонического органа, произошёл небывалый подъем французского органного искусства.

Французский романтический орган представлен Франком и Вьерном. Первый хорал из цикла «Три хорала для большого органа» смело можно отнести к вершинам творчества Франка. В хоралах «Орфея из Сент-Клотильд» удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. До конца своих дней он играл в церкви Святой Клотильды, поражая своим искусством не только прихожан, но и выдающихся музыкантов того времени. Бессменный органист Собора Парижской Богоматери, великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Он совместил в своем творчестве верность полифонии и романтические приёмы изложения. Музыкант, занимавший должность титулярного органиста Notre-Dame de Paris в течение почти 40 лет, ученик Франка и Видора, Вьерн прославился своим органными симфониями и изысканными программными пьесами. Особый акцент концерта — малоизвестные в России композиторы Ян Цварт и Эжен Бозза. Манускрипт Сусанны ван Сольд и вариации на тему молодости — незабываемое путешествие между музыкальными мирами.

Программа:
Из нотной тетради Сусанны ван Сольд (Нидерланды, 1599)
Псалом № 103 Благослови, душа моя, Господа
Ян Питерсзон Свелинк (1562 - 1621) Вариации Mein junges Leben hat ein End SwWV 324 (моя молодая жизнь подходит к концу)
Из нотной тетради Сусанны ван Сольд (Нидерланды, 1599)
Три танца, переложение для флейты и органа:
Allemande la nonette (Аллеманда молодой монашки)
Allemande de amour (Любовная аллеманда)
Galliarde quÿ passe (Гальярда, которая проходит)
Жан Батист Лойе (1680 - 1730) Соната для флейты и бассо континуо ре минор, op. no 2
I. Adagio II. Allegro III Largo IV. Giga V. Gavotta
Сезар Франк (1822 – 1890) Хорал №3 ля минор FWV 40
Луи Вьерн (1870 - 1937) Symphony No. 1 ор.13 - VI. Méditation.
Клеман Лоре (1833 – 1909) Офферторий O filii et filiae
Три пьесы из сборника «12 пьес для органа»:
Cantabile- Chaconne-Elévation (версия для органа и флейты)
Эжен Бозза (1905 - 1991) Ария для флейты и органа
Ян Цварт (1877 – 1937) Токката Псалм 146 (Хвалите Господа с радостью)

Исполнитель:
Наталья Шульц, флейта
Галина Ельшаева, орган

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.
Продолжительность концерта — 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 16 и младше 65 лет.

Концерт «Манускрипт Сусанны ван Сольд и вариации на тему молодости: флейта и орган» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 20 февраля 2021 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери