Мастер и Маргарита

Концерт «Мастер и Маргарита»

Это прошедший концерт.

Режиссер — Юрий Любимов



Композитор — Эдисон Денисов



Посмертная судьба Булгакова подтвердила его афоризм-предсказание «рукописи не горят». Через 26 лет после того как он, измученный своим творческим взлетом, писал жене «я погребен под этим романом…» и «свой суд над этой вещью я уже совершил, а буду ли я знать суд читателей, никому не известно», роман «Мастер и Маргарита», хотя и в урезанном виде, был опубликован в стране победившего атеизма. Во многих головах он произвел переворот, потряс души и умы открытием иного понимания природы добра и зла, свободы и несвободы, правды и неправды, жизни тела и жизни духа. Не говоря уже о тех, кто только и именно через Булгакова открыл для себя библейскую историю. Сегодня, уже в стране, «давно и сознательно» победившей атеизм, опыт, озарения, чувства Булгакова, пожалуй, еще более необходимы.



Обретался этот опыт в мужественном преодолении испытаний, выпавших на долю писателя, в том числе и последнего, смертного страдания. "Дописать раньше, чем умереть" – приказал он сам себе на рукописи. Он уходил со своим романом в вечность, диктуя жене из последних сил, из слепоты, уже из агонии своей болезни.



Истерзанный слежкой, обысками, затравленный, – жить здесь нельзя – вот, что чувствовал и высказал в своем романе Булгаков, – здесь можно только умереть. Как его Мастер: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти…».



Постановка «Мастера и Маргариты» Юрием Любимовым в Театре на Таганке стала первым в мире сценическим прочтением великого романа Михаила Булгакова, и остается пока единственным эталонным. Не секрет, что это произведение небезопасное, работу с ним непременно сопровождает мистика. Но здесь силы были, безусловно, благосклонны к создателям спектакля, руку режиссера словно вела высшая рука. На сцене абсолютно органичный синтез всех пластов романа, каждый из которых отдельно не может быть понят.



Здесь и вольный писательский дух, и сюжетная канва, и отсылки к историческим и евангельским текстам, и блистательный комизм, приметы быта, нравов, предпочтений. И самое серьезное и главное в романе, сильнейшая мистическая составляющая – особый ключ, убеждающий, что Иешуа существовал.



Спектакль начинается с пролога, перед зрителем стремительно предстают все персонажи и сюжетные линии. В эпилоге появится главный герой – автор романа. Основные направления сюжета — казнь Христа и трагическая судьба Мастера, воссоздавшего ее в романе. Сам спектакль разворачивается в соответствии с сюжетом, мистические страницы прощания и перехода в вечность и есть точка, в которой сходятся судьба героев и все временные, пространственные, игровые пласты.



В «Мастере и Маргарите» на сцене все время два мира – духовный и бытовой или высший мир света и действительный – мир Пилата Понтийского. Их и разграничивает, и объединяет, играющий занавес. Четыре раза на сцену явственно, зримо выходят рок, судьба – силы, разделяющие героев, и заставляющие их переживать это разделение, а зрителей испытывать катарсис. Это знаменитые сцены: «Пилат – Иешуа», прорезанные занавесом, сцена казни и плача по Христу, сцена бала призраков и финальная, когда вокруг огня, как жертвенника, возникают портреты Михаила Булгакова. Сцена с портретами Булгакова и жертвенный огонь – низкий поклон поколений автору, пережившему духовное озарение и вынесшему из него свой великий роман.



Готовили спектакль внепланово, без средств, денег на постановку не было, и его сценографию собирали из лучшего, что было тогда накоплено в театре. Занавес взяли из «Гамлета», из «Гамлета» же – деревянный крест, золоченую раму Пилата – из «Тартюфа», кубики – из «Послушайте!», трибуну – из «Живого», плаху – из «Пугачева, из «Часа пик» – маятник. Играющий занавес – гениальное решение Давида Боровского для спектакля «Гамлет», занавес, рассекающий реальный и потусторонний миры, и маятник – время – основы сценического решения.



Премьера: 6 апреля 1977 г.

Продолжительность: 3 часа 10 мин с одним антрактом

Основная сцена

16+





Роли и исполнители:

Мастер - Дмитрий Высоцкий, Дмитрий Муляр

Маргарита - Анастасия Колпикова, Алла Смирдан, Мария Матвеева

Иешуа - Филипп Котов

Левий Матвей - Никита Лучихин

Каифа - Роман Стабуров, Эрвин Гааз

Иуда - Антон Ануров

Понтий Пилат - Иван Рыжиков, Сергей Векслер

Афраний - Виктор Шуляковский, Игорь Пехович

Крысобой - Сергей Трифонов

1-й убийца - Павел Бессонов

2-й убийца - Сергей Цимбаленко

Дисмас - Сергей Цимбаленко

Гестас - Антон Ануров

Варраван - Павел Бессонов

Воланд - Александр Резалин

Азазелло - Сергей Трифонов

Бегемот - Артем Болотовский, Роман Стабуров, Александр Лырчиков

Коровьев - Александр Метёлкин

Гелла - Юлия Стожарова, Марфа Кольцова

Берлиоз - Сергей Ушаков, Эрвин Гааз

Бездомный - Константин Любимов

Рюхин - Игорь Пехович

Амвросий - Антон Ануров

Арчибальд Арчибальдович - Сергей Ушаков, Эрвин Гааз

Швейцар - Сергей Ушаков, Кирилл Янчевский

1-ый литератор - Игорь Пехович, Сергей Ушаков

2-й литератор - Кирилл Янчевский

3-ий литератор (Латунский) - Роман Стабуров, Антон Ануров

Караулина - Екатерина Рябушинская, Татьяна Сидоренко

Лиходеев - Юрий Смирнов

Варенуха - Виктор Шуляковский, Игорь Пехович

Римский - Сергей Ушаков, Кирилл Янчевский

Бенгальский - Игорь Пехович

Соков - Сергей Цимбаленко

Автор - Виктор Семенов, Алексей Граббе

Наташка - Марина Антонова, Екатерина Варкова, Анастасия Захарова

Никанор Иванович Босой - Роман Колотухин, Игорь Ларин

Поплавский, дядя Берлиоза - Анатолий Васильев, Роман Стабуров

Аннушка - Маргарита Радциг, Екатерина Рябушинская, Ольга Шатрова

Семплеяров - Сергей Ушаков, Эрвин Гааз

Супруга Семплеярова - Екатерина Рябушинская, Татьяна Сидоренко

Молодая женщина, актриса, подруга дома - Маргарита Радциг, Полина Нечитайло, Ольга Шатрова

Парчевский - Сергей Ушаков, Кирилл Янчевский

Человек в зале - Антон Ануров

Брюнетка - Екатерина Рябушинская, Маргарита Радциг, Ольга Шатрова

Доктор - Александр Метёлкин

Медсестра - Екатерина Рябушинская, Маргарита Радциг, Ольга Шатрова

Буфетчица - Полина Нечитайло, Анастасия Захарова

Вагоновожатая - Маргарита Радциг, Екатерина Рябушинская, Ольга Шатрова

Дирижёр (Иоганн Штраус) - Антон Ануров

Господин Жак - Игорь Пехович, Сергей Ушаков

Супруга господина Жака - Галина Володина, Елена Посоюзных

Госпожа Минкина - Евгения Романова

Г-жа Тофана - Маргарита Радциг, Екатерина Рябушинская, Ольга Шатрова

Граф Роберт - Филипп Котов

Низа - Евгения Романова

Фрида - Галина Володина, Анастасия Захарова, Александра Басова

Алхимик - Сергей Цимбаленко

Молодой человек - Кирилл Янчевский

Московская портниха - Мария Акименкова, Екатерина Варкова, Галина Володина

Оркестр - Никита Лучихин

Сотрудники городского зрелищного филиала - Мария Акименкова, Марина Антонова, Антон Ануров, Александра Басова, Павел Бессонов, Екатерина Варкова, Галина Володина, Елизавета Высоцкая, Анастасия Захарова, Полина Нечитайло, Елена Посоюзных, Евгения Романова, Екатерина Рябушинская, Сергей Ушаков, Ольга Шатрова, Кирилл Янчевский


Театральное представление «Мастер и Маргарита» прошло в Театр на Таганке 29 октября 2020 года.

Театр на Таганке